Классификация видов собственности, их характеристика

Земля страны представляет собой недвижимое имущество, владельцем которого выступает государство. Оно может распоряжаться ею по своему усмотрению. Вся территория разделена на участки. У них есть свои границы, установленные в соответствии с законодательством страны. Нормы предусматривают регистрацию таких наделов в кадастровой палате.

Наделы, которые находятся в государственной собственности, нельзя арендовать, продать, купить. Действующим законодательством допускается изменение разрешенного вида земельного участкам.

При объединении либо разделении наделов, формируются новые границы территории. Они именуются искусственно созданными.

Прежние наделы при этом прекращают свое существование непосредственно после регистрации новых в государственном реестре и получении соответствующих документов.

Вся территория страны разделена на определенные категории по целевому и экономическому признаку. В частности, существуют следующие виды использования земельных участков:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Водный и лесной фонд.
  3. Промышленного назначения.
  4. Земли населенных пунктов, предназначенных для строительства.
  5. Особо охраняемые территории.
  6. Земли запаса.
  7. Территории, входящие в общую долевую собственность, кондоминиум.

Каждый разрешенный вид земельных участков обладает как специальным, так и общим целевым назначением. Разные группы могут быть тесно связаны друг с другом. Они взаимно переплетаются и дополняются, согласно зонированию. Наделы могут быть неделимыми либо делимыми. К последним относят те, которые после зонирования могут образовать несколько участков. Неделимые наделы не могут быть разделены.

Важный момент

Наделы любой формы собственности должны проходить госрегистрацию. После этой процедуры территориям присваиваются уникальные кадастровые номера. Собственник может распоряжаться наделом исключительно в соответствии с целевым назначением. Установление и изменение вида земельного участка осуществляется только по решению органа власти.

К ней относят виды земельных участков, предоставляемых для осуществления с/х деятельности. Как правило, они располагаются за пределами населенных пунктов. В данную категорию входят наделы:

  1. Выделенные для ведения индивидуального хозяйства.
  2. Территории подсобных производств.
  3. Участки, выделенные для пашен, пастбищ, сенокосов, садов и так далее.
  4. Наделы огороднических, садоводческих, дачных обществ.
  5. Территории опытных научных станций.
  6. Особо ценные наделы.

К территории сельхозназначения относят также внутрихозяйственные дороги, угодья, здания, посадки и пр.

Большая часть этих земель находится под природными объектами. В частности, территории водного фонда – это:

  1. Болота.
  2. Ледники.
  3. Водоемы.
  4. Реки.

К ним также относят участки, на которых расположены гидротехнические сооружения. К лесному фонду относят лес и лесное хозяйство.

В нее включены виды земельных участков, предназначенные для:

  1. Строительства объектов промышленного назначения.
  2. Транспортной сети.
  3. Объектов связи.
  4. Оборонных комплексов.
  5. Энергетических учреждений.

Эти территории могут быть в государственной, коммунальной либо частной собственности.

Поселения

Виды земельных участков, включенные в данную группу, предназначены для развития и застройки городов и сел. Территории поселений разделены на зоны. Их границы утверждаются или изменяются органами местной власти.

Населенные пункты включают в себя земли инженерных, общественных, жилых и прочих инфраструктур. Надел может относиться только к одной зоне. Территории общего использования, которые отводятся для площадей, улиц, дорог, водоемов, скверов и пр., не могут быть приватизированы.

При этом они могут относиться к различным зонам. Границы городов и прочих населенных пунктов отделяют их от прочих участков.

К ним относят виды земельных участков, представляющих историческую и культурную ценность. ФЗ не допускается эксплуатация этих территорий, кроме как по целевому назначению. К данной категории относят:

  • Заповедники и заказники.
  • Ботанические сады.
  • Природные и национальные парки.
  • Прочие объекты, представляющие достояние страны.

Эти категории относятся к землям поселений. Регулирование отношений с такими наделами осуществляется ФЗ №66. Его нормами устанавливается три категории юридических лиц, которые могут быть созданы гражданами для реализации прав:

  1. Некоммерческие объединения.
  2. Потребительские кооперативы.
  3. Садово-огороднические и дачные товарищества некоммерческого типа.

В последнем случае имущество, которое формируется за счет взносов всех членов, является их общей собственностью. Участники потребительского кооператива объединяют паи. Таким образом, они создают общее имущество. Собственником самого кооператива является юрлицо.

Имущество, которое сформировано взносами членов некоммерческого объединения, также принадлежит юридическому лицу. Граждане, которые ведут дачное и садово-огородническое хозяйство, могут пользоваться инфраструктурой и материальными ценностями кооператива.

При этом может устанавливаться определенная плата, оформленная письменно.

ФЗ № 66 регламентирует порядок предоставления, зонирования земель, предназначенных для дачного и садово-огороднического использования. Нормами также устанавливаются правила формирования некоммерческих объединений.

Виды государственной формы собственности на землю

В Законе отражены принципы регулирования и управления, установлены обязанности и права участников, специфика приватизации наделов.

ФЗ не допускает изменения целевого назначения и вида использования указанных земель при осуществлении сделок с ними.

Все виды прав на земельные участки могут рассматриваться с двух позиций. Они могут выступать в качестве юридических фактов. В соответствии с ними возникают права обладания участком.

Они также рассматриваются как комплекс возможностей, касающихся распоряжения, владения и эксплуатации территорий. Данные позиции тесно связаны.

Основание правообладания устанавливает рамки правомочий, а они, в свою очередь, зависят от оснований, по которым гражданам принадлежит тот или иной надел.

Основные категории

Существуют следующие виды прав на земельные участки:

  1. Собственность.
  2. Владение.
  3. Распоряжение.
  4. Пользование.

Виды государственной формы собственности на землю

Собственность возникает при наличии следующих условий:

  1. Земельной правоспособности физлица.
  2. Соблюдения правил получения надела.

Гражданин должен обладать правами, позволяющими ему быть собственником и в соответствии с этим нести обязанности и реализовывать юридические возможности самостоятельно. Соблюдение правил, по которым приобретается надел, предусматривает выполнение условий купли-продажи, соответствие договора типовому образцу и прочее.

Владение

Данное право предполагает возможность собственника не допускать посторонних на свою территорию либо ограничить круг лиц, имеющих доступ.

В некоторых случаях владение распространяется на территории, находящейся за границами надела, принадлежащего собственнику. К примеру, право сервитута. Владение имеет ряд государственных ограничений.

Например, гражданин не может запретить вход госинспекторов, осуществляющих контрольные мероприятия.

Распоряжение

Данное право ограничивается законодательными рамками в степени, которая возникла вследствие необходимости не допустить реализацию частных интересов во вред общественным. Примером может служить сделка с территорией, находящейся в общей собственности. При продаже своей доли гражданин не должен нарушать право преимущественного приобретения других владельцев.

Для сохранения общественных и частных интересов в процессе распоряжения земельными участками предусмотрен определенный порядок регулирования процедуры оформления прав на надел. Так, специальной регистрации подлежат:

  • Все совершаемые сделки.
  • Права собственности на землю и на сооружения, расположенные на ней и пр.

Учитывая особенности рассматриваемых объектов, законодательство устанавливает относительную и реальную собственность граждан. В последнем случае право существует на участки, определенные на местности в натуре. В этих случаях нет необходимости проводить уточнение границ, юридических возможностей.

Относительное право предусмотрено для земельных участков, находящихся в собственности товариществ и хозяйственных обществ, двух и более граждан одновременно. В этих случаях в качестве объектов выступают доли надела, не выделенные в натуре.

Виды государственной формы собственности на землю

Для обращения их в реальную собственность требуется уточнение границ и выполнение иных технических и юридических процедур.

Определение 1

Собственность – это взаимоотношения, возникающие между субъектами собственности по вопросам распределения, владения и распоряжения объектом собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 9, а также статьями 209-217 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируются следующие виды собственности:

  • Частная;
  • Государственная;
  • Собственность органов местного самоуправления.

Граждане имеют право на владение земельными участками на основании не только индивидуальной, но и общей долевой собственности (определенная доля каждого собственника), а также общей совместной собственности (без определения доли каждого участника). На территории субъектов России конкретные формы собственности установлены законодательными нормами и другими нормативно-правовым актами российских субъектов.

Право собственности на землю осуществляется посредством принадлежности конкретным лицам, а также объединениям и группам лиц, то есть посредством форм видов собственности на земельные участки, которые входят в состав земельного фонда Российской Федерации.

В законодательных нормах в отношении субъектного состава различают такие формы земельной собственности, как:

  • Частная собственность – осуществляется исполнением полномочий отдельными гражданами и группам с целью удовлетворения их интересов;
  • Государственная собственность – осуществляется исполнением государственной власти в общественных интересах в целом;
  • Собственность органов местного самоуправления – осуществление властных полномочий органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования;
  • Смешанные формы собственности.
Предлагаем ознакомиться  Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Кроме федеральной собственности существует собственность на землю субъектов Российской Федерации. При установлении многообразия форм земельной собственности, Российская Федерация дает гарантию их равенства перед законом. Различные формы земельной собственности оказывают влияние на отношения в сфере земельного права, способствуя совершенствованию их содержания или препятствию их развитию.

Замечание 1

Стоит отметить тот факт, что к тем отношениям, которые связаны с движением и использованием земельных участков, возможно применение правовых норм гражданского и иного законодательства. Значительное отличие гражданских отношений от земельных заключается в том, что не все земельные участки могут быть проданы в качестве обычного предмета товарного оборота.

Как происходит распределение земель по формам собственности?

Распределение земель на участки с последующим выделением их в собственность или в пользование гражданам происходит с участием государства. В свою очередь, гос.ведомства руководствуются существующими нормами и положениями законодательства.

В ст. 9 Конституции РФ указано, что существуют три группы земель:

  1. Частные наделы.
  2. Государственные владения.
  3. Муниципальная собственность.

Земельная территория может иметь и другие формы собственности, но перечисленные считаются самыми востребованными. Каждая группа имеет свои характеристики и включает в себя земли определенного назначения. По существующим данным государственная форма собственности на землю превалирует над всеми остальными.

Право частной собственности на земельный участок гражданских и юридических лиц

К собственности гражданских и юридических лиц, то есть частной собственности, относятся земельные участки, которые были приобретены гражданскими и юридическими лицами по предусмотренным российским законодательством основаниям. Гражданские и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земли в собственность.

Земельные участки, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, могут быть предоставлены в собственность гражданских и юридических лиц, кроме тех земельных участков, которые согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и федеральным законодательным актам не могут находиться в частной собственности.

Иностранные лица, а также лица без гражданства и иностранные юридические лица не имеют права владеть земельными участками, которые находятся на приграничных территориях, перечень которых регламентируется Президентом Российской Федерации согласно федеральному законодательству о Государственной границе РФ, а также на других установленных территориях России в соответствии с федеральными законодательными нормами.

Замечание 3

Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки не предоставляются гражданским лицам в бессрочное пользование

Право бессрочного пользования земельными участками, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, возникает у граждан или юридических лиц до момента вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации и сохраняется за ними. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность гражданских или юридических лиц за определенную денежную сумму.

Пример 3

Граждане с тремя и более детьми вправе приобрести земельный участок бесплатно, в частности для индивидуального строительства, которые находятся в государственной собственности без торгов и предварительного согласования места расположения объектов в тех случаях, которые устанавливаются законодательными нормами субъектов Российской Федерации.

Земля, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, на которых расположены здания, строения и сооружения, относящиеся к собственности общественных организаций инвалидов и организаций, учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов на момент вступления в действия нового Земельного Кодекса РФ, предоставляются во владение вышеуказанных организаций на бесплатной основе.

Религиозные организации, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках государственной и муниципальной собственности, предоставляются бесплатно; организации, во владении которых находятся земельные участки государственной собственности на праве безвозмездного пользования, получают данные участки на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица получают земельные участки в собственность за установленную Земельным Кодексом плату согласно статье 28 указанного Кодекса.

Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также гражданам без гражданства, у которых в уставном капитале доля составляет более 50%, предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения лишь на правах аренды.

Согласно статьям 15-24 Кодекса, права на земельные участки могут возникать по основаниям, которые регламентируются гражданским законодательством, федеральными законодательными актами, и подлежат обязательной государственной регистрации согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Процесс государственной регистрации сделок, связанных с земельными участками, является обязательным в установленных законодательством случаях.

Вывод 2

Предоставление земельных участков в пользование гражданским и юридическим лицам из земель государственной или муниципальной собственности, выполняется в соответствии с решениями исполнительных органов государственной власти или муниципальных органов, которые обладают правом предоставления соответствующих земельных участков в рамках их компетенции согласно статьям 9-11 Земельного Кодекса России.

Максимальные и минимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, установлены законодательными нормами субъектов Российской Федерации; а для ведения подсобного хозяйства и индивидуального строительства – нормативно-правовыми актами муниципальных органов. Максимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам бесплатно, для установленных пунктом 11 целей установлены:

  • Из земель федеральной собственности – федеральными законодательными нормами;
  • Из земель российских субъектов – законами субъектов РФ;
  • Из земель муниципальной собственности – нормативно-правовыми актами муниципальных органов.

Для тех целей, которые не устанавливаются пунктом 11 Земельного Кодекса, размеры участков установлены согласно утвержденным нормам отвода земель для осуществления конкретных видов деятельности или на основании правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации

Гражданские и юридические лица, в собственности, бесплатном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых имеются здания, сооружения на земельных участках государственной или муниципальной собственности, получают права собственности на данные земельные участки согласно статье 36 Земельного Кодекса.

Право на приватизацию земельных участков или приобретение прав аренды земельных участков имеют гражданские и юридические лица – владельцы зданий, сооружений в том порядке и на тех условиях, которые устанавливаются Кодексом РФ, федеральными актами. Юридические и гражданские лица реализует предоставленные им права на земельные участки на свое усмотрение, если иное не устанавливается Земельным Кодексом и федеральными законодательными актами.

Владелец земельного участка вправе:

  • Распоряжаться находящимися на земельном участке полезными ископаемыми, пресными подземными водами, прудами, обводненным карьерами согласно законодательству Российской Федерации;
  • Строить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания согласно целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию с соблюдением требований градостроительных регламентов, а также строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, нормативов;
  • Осуществлять оросительные, осушительные и культурно-технические мелиоративные работы, а также строить пруды и другие водные объекты согласно установленным законодательными нормами экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и другим специальным требованиям;
  • Реализовывать иные права на распоряжение земельным участком в соответствии с законодательством.
Замечание 4

Помимо вышеуказанных прав, владелец земельного участка может осуществлять посев и посадку сельскохозяйственных культур, имеет право на полученную сельскохозяйственную продукцию и прибыль от ее реализации, кроме тех случаев, когда владельцем сдается участок в аренду, бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение бесплатное срочное пользование (стать4я 40 Земельного Кодекса).

В случае отказа гражданина от права на земельный участок (при подаче соответствующего заявления об отказе), действие соответствующего права не

прекращается. При возникновении такой ситуации данный земельный участок обретает правовой режим бесхозяйственного недвижимого имущества, порядок прекращения которого установлен нормами гражданского законодательства.

Общая собственность на земельный участок, ее особенности

Данный вид собственности относится к разновидностям частной собственности, для которой является характерным многообразие субъектов права собственности, именуемые участниками общей собственности. Она распространяется на имущество, разделение которой невозможно без изменения ее целевого назначения. Недопустимость может быть установлена на основании законодательных норм.

Пример 4

Собственность на земельный участок членов крестьянского фермерского хозяйства является совместной. Члены такого хозяйства своим соглашением имеют право перейти в общую долевую собственность лишь в тех случаях, когда это допускается законом.

В общую долевую собственность могут передаваться земли коллективного хозяйства, иных кооперативных предприятий сельскохозяйственной деятельности, а также акционерных и других хозяйственных предприятий; земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

Также могут быть переданы в собственность гражданских лиц сельскохозяйственных угодья в границах среднерайонной номы безвозмездной передачи земли в пользование, умноженной на количество работников конкретного хозяйства. Остальные угодья передаются в фонд перераспределения земель для предоставления на основании конкурса членам сельскохозяйственного предприятия, а также иным гражданским и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей.

Предлагаем ознакомиться  Субъекты права частной собственности граждан и юридических лиц

При общей собственности член фермерского хозяйства при выходе из него может получить лишь денежное возмещение стоимости части земельного участка и средств производства в отличие от долевой собственности, при которой замена доли денежной компенсации без согласия владельца является лишь исключением.

Если размер участков долевой собственности на землю не определяется на основании законодательных норм и не устанавливается соглашением всех ее членов, то доли на земельный участок являются равными. На основании соглашения всех членов долевой собственности устанавливается порядок определения и изменения их доли на землю в зависимости от вклада каждого в покупку и освоение общего земельного участка.

Существующие виды прав на землю

Установка такой форму указывает, что конкретная территория находится в полном распоряжении у государства. Лишь гос.органы вправе распоряжаться, владеть и пользоваться субъектом. Таких ведомств может быть немало. Между ними распределяются полномочия в отношении конкретных земельных территорий. Принимая во внимание федеративное устройство РФ и существование двухуровневой власти, право государства на землю может устанавливаться в двух видах:

  1. Федеральная собственность.
  2. Владения субъектов или региональные территории.

Объектом права в гос.собственности выступают территории, которые не состоят в распоряжении граждан, юр.лиц или муниципалитета.

Право на территорию появляется на основании законодательных актов. Можно выделить такие законодательные акты:

  • федеральные нормативные акты;
  • процедура разграничения гос.собственности на территорию;
  • основания гражданско-правового характера;
  • передача земель из федеральной собственности (для регионов) безвозмездно.

Управление федеральной и региональной гос.собственностью осуществляется органами гос. власти РФ и субъектами РФ.

Земельные участки являются недвижимым имуществом, а регулирование правом владения и распоряжения ими осуществляется законопроектами в сфере гражданско-правовых отношений, в частности Гражданским Кодексом РФ. В этой статье мы рассмотрим понятие, виды прав на землю, а также возникновение и прекращение действия данных прав.

Согласно ГК РФ, сущность права земельной собственности определяют три составляющие, называемые также правомочиями, а именно: владение, распоряжение, пользование.

Владение землёй означает её физическую принадлежность собственнику. Тем не менее владеть земельным ресурсом может и не собственник на основании документов, законно подтверждающих это правомочие. Все виды прав на землю предполагают пользование ею, то есть использование её полезных свойств (пример: обработка земли с целью вырастить на ней урожай).

Нередко владение и пользование воспринимается как одно и то же действие, но это не совсем так. Иногда владелец не пользуется своим имуществом, но и не передаёт право собственности другому лицу.

Пример: лесные хозяйства по праву являются собственниками лесных земельных участков, но сами они не пользуются ими, а лишь охраняют их от незаконного вмешательства и контролируют деятельность других лесопользователей.

Согласно действующему законодательству России, приобретение недвижимости в виде земельных ресурсов возможно двумя способами, это:

  1. Приватизация.
  2. Гражданско-правовой метод.

Приватизационный метод объединяет виды прав на землю, приобретённые гражданами в случаях, когда:

  • Частное или юридическое лицо получает из резервов государства земельный участок для личного распоряжения, пользования и владения.
  • Член сельскохозяйственного кооператива, колхоза выходит из его состава и забирает свою долю в виде участка земли.

После принятия земельной реформы в России в 1990 г. граждане могли получить в собственность земельные ресурсы из фонда перераспределения, сформированного из запасных ресурсов.

В состав фонда перераспределения входили резервные земельные участки и те, которые считались неэффективно используемыми совхозами и колхозами.

Гражданско-правовой метод передачи собственности включает сделки купли-продажи, акты дарения, передачи по наследству и другие предусмотренные законом действия, в результате которых физическое или юридическое лицо приобретает право земельной собственности при помощи оформления гражданско-правовых нормативных документов.

Прекращение права собственности на земельные участки может быть осуществлено следующими законными способами:

  • Самый распространённый метод – гражданско-правовые акты. Это могут быть коммерческие сделки, в результате которых собственник утрачивает правомочия владения. Нередко владение землей прекращается при дарении, а также при обмене. Однако в случае обмена собственник утрачивает право собственности на один земельный участок и приобретает на другой.
  • Отказ от права владения. В данном случае прекращение права откладывается до тех пор, пока оно не будет приобретено другим лицом.
  • Выкуп земельного участка для общественного пользования.
  • Изъятие собственности за обязательства собственника. Пример: взыскание кредитной организацией предмета залога (земли) у владельца в результате неисполнения обязательств последнего.

Современное законодательство РФ описывает не только виды и формы прав на землю, но и ответственность владельца этих правомочий.

Поскольку земля является, помимо объекта личной собственности, ещё и частью экосистемы региона и даже государства, то у собственника земли существует определённая ответственность за её использование.

Главным образом, обязательство собственника заключается в соблюдении всех установленных норм по использованию недвижимого имущества по своему назначению. Например, если земельный участок был приобретён под строительство, то собственник обязан выполнять строительные работы в соответствии с противопожарными, градостроительными и архитектурными нормами.

Если речь идёт об использовании сельскохозяйственных угодий, то владелец участка должен распоряжаться им так, чтобы не препятствовать аналогичной деятельности граждан соседней территории, у которых также имеются те или иные виды прав на землю.

Земельные участки при этом должны использоваться по своему целевому назначению.

В данной сфере правоотношений действующее законодательство выделяет следующие нарушения: нецелесообразное использование участка и его засорение, обработка почвы методами, приводящими к снижению и порче её полезных свойств, а также отказ от проведения обязательных мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий.

Кроме этого, все виды права пользования землей в аграрном секторе обязуют ее собственника или арендатора соблюдать природоохранные принципы, не ухудшая экологическую ситуацию региона. Дополнительные обязательства появляются у владельцев территорий особого назначения, как, например, природные заповедники, курортные и оздоровительные зоны.

Согласно современному законодательству РФ, формы земельной собственности разделены в три группы:

  • Частная форма собственности состоит из прав на землю юридических лиц и граждан.
  • Государственная форма собственности включает права на земли, находящиеся во владении государства или его субъектов. Распоряжаются этой формой собственности федеральные органы или органы входящих в состав федерации республик и автономных образований.
  • Муниципальная форма собственности управляется органами местного самоуправления.

Правомочия владения земельным участком бывают нескольких разновидностей.

Виды и формы прав на землю, а также их содержание четко прослеживаются в современном законодательстве, в таких законопроектах, как Земельный Кодекс от 2001 г. с внесёнными поправками, Конституция, Федеральный закон № 101-ФЗ.

Классификация этих прав собственности имеет иерархическую структуру, которую можно условно разделить на две группы: вещные права и обязательственные.

Группу вещных прав составляют непосредственное право собственности и виды иных прав на землю (пожизненно наследуемое владение, бессрочное постоянное владение, ограниченное владение чужим имуществом).

Обязательственными видами прав на землю являются: аренда и безвозмездное срочное пользование. Рассмотрим каждый из этих видов отдельно.

Право собственности в полной мере наделяет владельца правомочиями владения, распоряжения и пользования недвижимым имуществом. Субъекты этого права – физические и юридические лица.

Объект – земельные участки, которыми владеет, распоряжается и которые использует субъект собственности.

Собственник земли имеет правомочия использовать принадлежащую ему территорию по назначению, а также всё, что находится над и под поверхностью земли, если иное не предусмотрено законодательством, касающимся порядка использования почвы и воздушного пространства.

После распада СССР для компенсации недостатка частного сектора в сфере земельного имущества формы и виды права собственности на землю были дополнены системой пожизненно наследуемого владения участками.

Со временем по мере расширения частного сектора и вступления в силу федерального Земельного Кодекса передача земельных участков гражданам на основе права пожизненного владения была отменена. Тем не менее права собственности на территории, которые были переданы до момента реформирования земельного законодательства, сохраняются.

При этом гражданин, у которого имеется в распоряжении пожизненно наследуемое недвижимое имущество, может переоформить его в свою собственность.

Ещё одним институтом постсоветского земельного права является право постоянного пользования территориальным ресурсом. Данное право также предоставлялось для расширения частного сектора, но в отношении юридических лиц. В настоящее время это право частично упразднено, а точнее сузился круг субъектов правоотношений.

Если в постсоветское время земли передавались всем претендующим юридическим лицам в бессрочное владение, то сегодня круг претендентов на данное право сузился до государственных субъектов (государственные и муниципальные организации, местные органы самоуправства, казённые учреждения).

Предлагаем ознакомиться  Как правильно заполнить конверт для письма

Остальные организации лишаются этого права, что, однако, не мешает им оформить аренду на данный участок.

Сервитуты, как виды прав на землю, носят несколько специфичный характер и выражаются в праве ограниченного распоряжения чужой территорией.

Бывают случаи, когда хозяйские нужды собственника земли физически не могут быть решены без использования части участка соседа.

Пример: проезд через близлежащую чужую территорию, прокладка линий коммуникаций, в том числе электричества, газопровода, системы орошения.

В подобном случае владелец участка может заключить с соседом соглашение о праве пользования частбю его территории (сервитут) за определённую плату. Если же соглашение не было достигнуто, собственник вправе подать иск в судебную инстанцию с требованием предоставления ему сервитута.

Процесс разделения и определение местонахождения земельного участка

Разделение земли, которая находится в общей совместной собственности, проводится на условиях предварительного установления доли на участок, причем доли каждого из участников. Владельцы земельной доли при отсутствии согласия иных участников долевой собственности наделены правом передачи своей земельной доли по наследству;

распоряжения землей для ведения фермерского и личного подсобного хозяйства; выставления на продажу, дарения или произведения обмена на имущество или на земельную долю в ином виде хозяйства; передачи в аренду фермерским сельскохозяйственным организациям, гражданским лицам для ведения личного подсобного хозяйства;

передачи на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внесения земли или права на использование в уставный капитал сельскохозяйственной организации. Земля, выделяемая в натуре за счет земельных долей, может быть использована лишь для производства сельскохозяйственной продукции. Назначение таких земельных участков может изменяться согласно законодательству Российской Федерации.

Муниципальным органам предоставляется право на выкуп земельной доли по предоставлению заявления от владельца с целью пополнения фонда перераспределения земель и продажи гражданским и юридическим лицам Российской Федерации для производства сельскохозяйственной продукции. Порядок и условия такого выкупа установлены государственными органами власти субъектов России.

Местонахождение участка земли, который выделяется в счет земельной доли для формирования фермерского хозяйства, сельскохозяйственных организаций и личного подсобного хозяйства или выкупа муниципальными органами, устанавливается в течении месяца по соглашению между владельцам земельных долей. Споры о нахождении выделяемого земельного участка разрешаются членам долевой собственности с применением согласительных процедур, порядок проведения которых установлен субъектом РФ.

При отсутствии согласованного решения, споры о нахождении выделяемого земельного участка рассматриваются в судебном порядке. В процессе выкупа долей на земельные участки для нужд государства или органов местного самоуправления с изменением назначения местоположения земельного участка устанавливается согласно градостроительной документации или акта выбора земельного участка под строительство определенного объекта.

Граждане Российской Федерации, которые работают в сельскохозяйственных предприятиях, имеют право выйти со своей земельной долей.

В сельскохозяйственных организациях, являющимися владельцами земельного участка осуществляется двойное действие правомочий владельца землей:

  • Граждане – владельцы собственной доли, принимая участие в осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, исполняют правомочия в отношении владения, пользования и распоряжения собственной долей на землю, улучшая плодородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота;
  • Предприятие проводит эксплуатацию земельных массивов на основании коллективных, а не личных интересов.
Пример 5

Не каждый работник будет использовать свой участок под интенсивную форму хозяйственной эксплуатации (пашню) земли, однако в интересах ведения коллективного хозяйства это является необходимым.

В отношениях в области земельного права зачастую принимает участие и государство в качестве владельца, так как часть земель, не являющаяся общей собственностью, относится к государственной собственности.

Основой производственных отношений является собственность. Повышение эффективности напрямую зависит от участия производителей сельскохозяйственной продукции в систему отношений земельной собственности, что представляет собой совокупность личных интересов граждан-владельцев земельных долей и земельных интересов сельскохозяйственных организаций.

Разрешению и предотвращению споров в отношении земельных участков у сельскохозяйственных организаций –владельцев земли способствует порядок установления размеров земельной доли граждан; при общей совместной собственности гражданских лиц на земельный участок доля каждого участника определяется по отдельности, когда она выделяется при выходе гражданина из состава участников сельскохозяйственной организации.

Право владельцев на долю земли в случае долевой собственности подтверждается специальным документом, в которым указан размер земельной доли.

Пример 6

Таковым документом является свидетельство о праве на земельные доли, который выдается до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а в случае его отсутствия – выписка о приватизации сельскохозяйственных угодий, которая подтверждает права на долю земельного участка и имеет равную юридическую силу с внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр на недвижимое имущество и сделок с ним

Порядок нормирования земельных долей, зависящий от форм общей собственности, способствует предотвращению возникновения конфликтов между гражданскими лицами и сельскохозяйственными организациями – владельцами.

Вывод 4

Стимулирование работников и обеспечение целостности сельскохозяйственной организации осуществляется на основании положения закона, которое определяет пределы нормирования долей на землю в зависимости от собственности в данной организации, а также гарантируется права на собственную земельную долю каждого из участников рабочего коллектива при банкротстве сельскохозяйственной организации.

Какие земли считаются государственными?

Как уже было сказано, государственными считаются земли, которые не принадлежат кому-то еще, включая граждан, компании и муниципалитет. От имени субъектов могут выступать органы гос.власти. То есть, по закону, осуществлять полномочия пользователя могут законные представители государства – это муниципалитеты, ведомства и даже отдельные граждане.

Государство – это не просто собственник земли. Оно еще и выступает регулятором правоотношений в сфере использования земельных наделов. Это значит, что при нарушении действующих норм и законов, виновное лицо подлежит наказанию, нередко административному штрафу. Есть специальная классификация, которая позволяет распределять земли на категории разного уровня. Представим данные в виде таблицы.

Категория земель Какие именно участки входят в группе
Федеральные наделы
  • земли, на которых расположены сооружения и постройки РФ;
  • представленные казенным или некоммерческим ведомствами, гос.органам;
  • принадлежащие научным академиями;
  • находящиеся в распоряжении госкомпании Росавтодор;
  • другие территории.
Гос.владения, недоступные для передачи
  • со строениями или иными объектами на них находящимися и возведенными по указанию гос.органов;
  • природные территории, находящиеся под охраной гос.органов;
  • леса и земли, расположенные в границах особых экономических зон;
  • резервные земли и территории под застройку;
  • принадлежащие природным монополиями и находящиеся в ведении гос.органов;
  • расположенные рядом с железнодорожными объектами;
  • с/х наделы, переданные гос.учреждениям.
Территории субъектов федерации
  • на них построены субъекты РФ;
  • наделы переданные гос.органам или ведомствам субъектов;
  • с/х земли и территории под дорогами и объектами связи;
  • другие территории.

Приведенная классификация позволит получить полное представление о том, какие территории можно отнести с государственным. Важно еще раз отметить, что есть категории наделов, которые не передаются гражданам, компаниям, даже субъектам федерации ни при каких условиях.

Заключение

Закончить представленный материал можно выводами:

  1. Существуют разные формы собственности на землю. Наиболее распространенной считается гос.собственность. Большинство земельных территорий принадлежит стране.
  2. Право на земельную территорию возникает у государства на основании действующих норм и законодательных положений.
  3. В каждую группу государственных земель входят территории разного типа и категорий. Это определяет право на их передачу другим лицам или субъектам федерации.

Публичная и федеральная собственность на землю

Государство РФ выступает в роли публично-правового образования, когда действует в интересах конкретных групп населения, участвуя в распределении жизненно необходимых ресурсов между гражданами РФ. К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

Что такое публичная форма собственности земельного участка? Это форма собственности при которой земля принадлежит государству.

В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений. Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки. К числу таковых относятся земли, которые недопустимо передавать в собственность отдельным гражданам и юридическим лицам по ряду причин.

Государственные земли закреплены за региональными властями, которые ведут управление таковыми, являясь продолжением политической и экономической цепочки Верховной власти РФ. Здесь так же происходит соразмерное, установленное законодательством разделение:

  1. на Субъект РФ;
  2. органы местного самообразования.

Региональные субъекты непосредственно взаимодействуют с системой федеральной власти, исполняя решения, принятые в области земельного законодательства (ст. 214 ГК РФ). В их ведении остаются неотчуждаемые массивы и участки земель, выполняющие соответствующие функции в интересах государственной системы.

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципалитеты приобретают право самостоятельного распоряжения вверенными земельными массивами, выступая в роли публичных образований регионального значения (ст. 215 ГК РФ).

Они получают в ответственное распоряжение территории, которые допускают передачи в собственность частным лицам. По преимуществу такое распоряжение осуществляется комиссионно, на публичных слушаниях, которые организовываются в соответствии с установленным административным регламентом.

Так же – муниципалитеты распоряжаются правом аренды и иными полномочиями, имеющими публичный характер, то есть связанный с исполнением интересов населения. Для них устанавливаются нормативы правоспособности, на основании которых допускается принятие решений, связанных с земельным ресурсом региона. Государство передаёт муниципалитетам право распоряжения региональными землями, посредством регулирования юридических процессов местными законодательными нормативами и актами, принимаемыми на административном уровне.

Нюансы оформления описаны в

этом материале

, но если вам необходим алгоритм признания права собственности на землю в суде —

читайте эту статью

.

О свидетельстве мы рассказываем тут.

Правоспособность субъекта устанавливается посредством внесённых в ГКН сведений о проведении юридических границ между территориями регионов. А так же – о статусе собственника государственных земель. Теперь вы знаете о праве собственности на землю, формы прав и многие другие нюансы касающиеся данной темы. Мы надеемся что наш материал был полезен вам!

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать: