Когда нужно менять устав

Согласно закону существует несколько ситуаций, требующих внесения правок в учредительные документы. Они регулируют моменты, при которых нужно вносить в устав изменения. При реорганизации возникают следующие обстоятельства:

  • Компания меняет название. Такое происходит довольно часто;

  • Меняется юридический адрес;

  • Создаются новые филиалы. Именно это часто служит причиной для проведения выделения;

  • Новое общество будет работать по принципам, отличным от тех, что описаны в старом уставе;

  • Изменяется размер уставного капитала;

  • Изменяется форма управления, алгоритм принятия решений и другие моменты.

Существуют и другие виды сведений, которые может понадобиться изменить. Они не всегда содержатся в уставе, но если они там есть, то нужно их редактировать. Так, коды ОКВЭД включают в этот документ далеко не всегда.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Если компания меняет вид деятельности, но в учредительных документах предыдущий вид не зафиксирован, то и менять относительно этого аспекта ничего не нужно. Другие изменения все равно вносить придется. В итоге документ должен полностью соответствовать условиям работы компании.

Реорганизация путем присоединения: общие положения

В силу ст. 51, 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ общество может быть реорганизовано, в том числе посредством присоединения.

Результатом процедуры становится образование единого юридического лица, которое объединяет уставные капиталы всех присоединенных организаций. При этом присоединяемые фирмы утрачивают статус юридических лиц, то есть перестают существовать. Все права, которыми они обладали, переходят к организации, к которой иные фирмы присоединились в порядке правопреемства.

Рассмотрим поэтапно, каким образом должна быть осуществлена процедура реорганизации фирмы путем присоединения.

По каким правилам составляется устав

Для организации, которая создается при разного рода реорганизациях, устав составляется точно по тем же правилам, что и при создании обычным путем. Нет особенностей, которые отличали бы такой документ от такого, который был бы получен без наличия правопредшественника. Вполне допустимо, чтобы устав нового предприятия не содержал никаких отсылок к способу создания: в нем необязательно упоминать, что компания получена путем реорганизации.

Но есть необходимые моменты, которые обязательно должны присутствовать, согласно закону:

  • Полное и краткое наименование создаваемого предприятия;

  • Юридический адрес ООО;

  • Управляющие органы компании, их состав и полномочия;

  • Размер уставного капитала и его состав;

  • Права и обязанности всех учредителей общества;

  • Если уставом предусматривается право на выход участников из общества, то нужно прописать в нем порядок этого действия и его последствия для учредителя и общества;

  • Способ, по которому будет переходить доля капитала одного участника к другим, можно ли передавать ее третьим лицам или только членам совета;

  • Способ сохранения документов компании, порядок предоставления информации из них заинтересованным лицам.

Так же, как устав может не содержать никаких упоминаний о том, что компания была создана путем реорганизации, он может целиком соответствовать учредительному документу материнского общества. Нужно внести специфические сведения, такие как юр. адрес и подобные, но в остальном устав может быть идентичным. Само предшествующее общество могло к этому времени подвергнуться ликвидации.

Предлагаем ознакомиться  Образец акт о хищении дсп документов

Последовательность действий при создании и утверждении устава нового ООО

Существует определённый этап в процедуре реорганизации, при котором создается и утверждается устав новой компании. Он наступает после согласования передаточных или разделительных документов. В это время организуют собрание, состоящее из учредителей нового общества. Кем утверждается новый учредительный документ? Руководством реорганизованной компании.

Согласно закону не существует точно определенного порядка проведения общего собрания. Но в действительности все руководствуются правилами из закона, который регулирует общие правила создания коммерческих обществ. Так делают, потому что реорганизация и создание новой компании – это просто два способа, в результате которых появляется ООО, но решение о создании фирмы при реорганизации принимают не сами учредители, а члены совета реорганизуемой компании. Для некоммерческой организации правила немного сложнее, кто утверждает ее создание – это разный вопрос для каждого типа НКО.

Если учредитель у нового ООО всего один, он пишет документ, который называется «Решение о создании ООО», и единолично утверждает устав компании. Это обязательно нужно оформить в письменном виде, так как решение является важным учредительным документом. При наличии нескольких учредителей проводится голосование.

Когда вы не слишком часто занимаетесь вопросами реорганизации или присоединения одного общества к другому, то рекомендуется обратиться за помощью к компетентной юридической компании. Специалисты из фирмы «Ригби» проконсультируют вас по всем вопросам, а также возьмут на себя все трудности оформления документов.

Решение о реорганизации принимается исключительно на общем собрании участников фирмы (п. 2 ст. 33 ФЗ № 14). Созвать собрание может как исполнительный орган, так и совет директоров, ревизор, аудитор либо участники общества.

Устав ООО при реорганизации предприятия

Для созыва собрания инициатор направляет требование, на основании которого уполномоченным органом фирмы принимается решение о проведении собрания. Решение содержит как сведения о том, в какой форме собрание будет проводиться, так и иные данные, в частности, повестку дня, согласно которой на собрании планируется обсуждать вопрос реорганизации фирмы.

ВАЖНО! Общие собрания должны назначаться во всех фирмах, участвующих в процедуре (отдельно). После принятия решения о проведении сбора направляются уведомления участникам организации.

Перед проведением реорганизации необходимо провести инвентаризацию активов фирмы (ст. 11 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Это процедура сверки имущества, которое должно находиться на балансе предприятия согласно документации с фактически имеющимися в наличии активами. Для этого создается специальная комиссия, которая и производит все необходимые действия.

На общих собраниях, которые проводятся в каждой участвующей в процедуре фирме, на обсуждение ставятся вопросы о реорганизации с последующей ликвидацией, проводится голосование (открытое или закрытое). Решение о том, что фирма будет реорганизована, должно приниматься всеми (100%) участниками, которые должны проголосовать утвердительно. Решение должно заноситься в протоколы собраний.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

П. 1 ст. 60 ГК РФ предусмотрена обязанность после принятия решений уведомить регистрирующий орган о предстоящей реорганизации (ст. 13.1 закона о госрегистрации юрлиц и ИП от 08.08.2001 № 129-ФЗ). После этого сведения о предстоящей реорганизации публикуются в СМИ (дважды, в течение 2 месяцев).

Налоговый орган с каждой из присоединяемых фирм сверяет расчеты по налогам, сборам, пени и т. д. (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ), после чего составляется акт сверки, в котором отражается информация о наличии или отсутствии задолженностей по указанным платежам.

Предлагаем ознакомиться  Служба защиты детей от родителей

Кроме того, присоединяемые фирмы должны направить в ПФР:

  • сведения о каждом застрахованном служащем;
  • данные о страховых взносах, которые были начислены и уплачены;

Обратите внимание! База по взносам, накопленная присоединяемой фирмой до реорганизации, к правопреемнику не перейдет. См. также «Кто должен сдавать расчет по взносам при реорганизации путем присоединения».

  • реестр трудящихся, которые застрахованы.

Реорганизация в форме присоединения ООО к ООО

Дополнительно присоединяемые фирмы должны уведомить кредиторов о своей предстоящей реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ).

Для окончательного завершения процедуры должно быть проведено совместное собрание всех участвующих в процессе реорганизации фирм. Порядок инициирования и проведения совместного собрания мало чем отличается от процедуры организации собрания участников одной фирмы. Однако необходимо учитывать, что процедура проведения совместного собрания оговаривается в договоре присоединения. Важно уведомить участников всех участвующих в реорганизации фирм, соблюсти кворум для принятия решений.

На общем собрании утверждается устав фирмы (путем внесения изменений в уже существующий), к которой присоединились другие организации, избираются органы управления (п. 3 ст. 53 ФЗ № 14).

То, каким образом проводится собрание, определяется договором присоединения. Все участники уведомляются по почте, заказными письмами. Решения принимаются голосованием. Для принятия устава необходимо более 2/3 голосов, а для избрания органов управления — более 3/4 голосов. Результаты заносятся в протокол.

Этап 2. Составление договора присоединения

Согласно требованиям ст. 53 ФЗ № 14, все организации, которые участвуют в процедуре, должны заключить договор о присоединении. При этом договор должен утверждаться на общих собраниях каждой фирмы, что предполагает необходимость его предварительного составления.

Каких-либо специфических требований к договору не предусмотрено, однако в него можно включить:

  • общие положения;
  • порядок осуществления процедуры;
  • порядок обмена долей в уставном капитале присоединяемого и присоединяющихся фирм;
  • порядок проведения совместного общего собрания;
  • положения, содержащие порядок и основания расторжения договора;
  • сведения о порядке правопреемства.

Присоединяемое юридическое лицо передает все права и обязанности обществу, к которому производится присоединение. При этом права и обязанности переходят без передаточного акта (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Требования к уставу ООО

Есть требования к учредительным документам, которые должны выполняться и для реорганизуемого, и для реорганизованного ООО. Уставом считается основной и единственный учредительный документ компании, также его понимают как главный корпоративный документ.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Особенности устава для общества с одним учредителем:

  • Учредителем может быть как юридическое, так и физическое лицо. Но учредителем не может выступать компания, у которой только один учредитель – физическое лицо;

  • Если учредитель является генеральным директором, то в качестве юридического адреса можно указать его адрес проживания;

  • Нужно указать срок полномочий. Это обычно или 5 лет, или без ограничений;

  • Генеральный директор может выполнять обязанности бухгалтера.

Особенности для устава с несколькими (начиная от двух) учредителями:

  • Нужно прописать положения, регулирующие выход одного из участников;

  • Нужно добавить пункты, согласно которым в ООО могли бы войти третьи лица, чтобы компания была открыта для стороннего инвестирования;

  • Полезно предусмотреть возможность для отчуждения долей участников без участия нотариуса, чтобы избежать дополнительных расходов;

  • Будет не лишним прописать в уставе возможность наследования и дарения долей в компании. Полезно продумать размер доли, порядок и условия ее перехода;

  • Также полезно предусмотреть порядок и сроки выплат доли учредителя, который выходит из общества. Если этого не сделать, то компания может в случае, если ее покинет участник, потерять так много, что уже не оправится от этого.

Предлагаем ознакомиться  Могу ли я узаконить пристройку к дому на 4 квартиры? || Хочу пристроить дополнительную жилую комнату в частном 4-х квартирном доме - нужно согласие соседей

Наличие дополнительных сведений в уставе

Законом рекомендуется приводить дополнительные положения, если они помогут регулировать работу компании. Следует понимать, что устав – главный документ, по которому будет работать юридическое лицо. Если участников несколько, к его составлению нужно подходить предельно внимательно. Рекомендуется обратиться к компетентному юристу за помощью.

Дополнительные сведения в учредительных документах выполняют роль внутреннего законодательства. Они могут как облегчить жизнь, так и усложнить. Главное требование к уставу заключается в том, что он не должен противоречить действующему закону РФ.

Регистрация устава или изменений в нем

Утверждение или внесение изменений в уставной документ сопровождается выдачей налоговым органом листа записи из реестра. В нем обязательно указывается государственный регистрационный номер (ГРН) этого документа. Такой же точно номер пишут на оборотной стороне оригинала, там, где отметка налоговых органов. ГРН позволяет уточнить дату любого изменения и сопоставить ее с версией редакции.

Для простоты работы учредители могут создать и другие внутренние документы, которые будут регулировать деятельность общества. Они не относятся к учредительным, но должны соответствовать по содержанию уставу. Сюда относятся различные положения, регламенты, порядки, приказы и другие бумаги. Заниматься созданием таких документов могут исключительно члены учредительного собрания.

Согласно п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ, госрегистрация присоединения может быть проведена после того, как истек срок для обжалования решения о присоединении (3 месяца с момента регистрации начала реорганизации).

Регламент, согласно которому осуществляется регистрация, утвержден приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169.

Устав ООО при реорганизации предприятия

В налоговый орган по месту регистрации фирмы, к которой присоединяются другие организации, подаются:

  • заявление по форме Р16003 (прекращение деятельности тех организаций, которые присоединяются), форма которого утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
  • договор о присоединении;
  • заявление по форме Р13001 (внесение изменений в учредительные документы, утверждено приказом ФНС, указанным выше);
  • протокол общего собрания;
  • новый устав;
  • документ, подтверждающий уплату пошлины (800 рублей);
  • заявление по форме 14001 (внесение изменений в сведения о юрлице, утверждено приказом ФНС, указанным выше).

Срок регистрации составляет 5 дней.

Таким образом, процедура завершается образованием единой фирмы, в состав которой по общему правилу входят участники присоединенных фирм, объединяя их доли в уставных капиталах. Приведенные шаги помогут получить представление о том, в какой последовательности необходимо действовать при реорганизации фирмы путем присоединения.

Что происходит с уставом в дальнейшем

Учредительный документ должен быть утвержден в налоговых органах, они оставляют на нем специальную отметку об этом. Теперь прошитый и пронумерованный оригинал нужно бережно хранить. При необходимости можно внести в него изменения. Эта процедура подчиняется законодательным нормам и требованиям, изложенным в самом документе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Оформление происходит либо в качестве новой редакции, либо как «изменение» ко всему документу. После того как оно согласовано, регистрирующие органы выдают учредителям лист записи в реестр.