Как измеряется площадь парковочного места в подземном паркинге. Размер машиноместа в подземном паркинге

В современных условиях основные наиболее употребляемые термины, связанные с автомобильной отраслью, регламентированы нормативными актами. Также стандартизированы физические параметры в случаях, когда это возможно.

Парковка – специально отведённая территория для колесного транспорта, обладающая дорожным ограждением, чёткой разметкой на полотне и отмеченная специальным знаком. Место для автомобиля может предоставляться как на бесплатной основе (у общественно значимых мест, госучреждений и др.), так и на платной (частные паркинги либо муниципальные).

С недавних пор учёт на муниципальных стоянках переводится в автоматизированный режим, чему помогает система «Паркон».

Для перевода территории в официальный узаконенный статус парковки необходимо выбранную площадку оформить и провести её регистрацию, согласно установленным требованиям закона и госстандартов (ГОСТ). Одним из главных нормативных документов в данном случае является СНиП СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей».

У водителя имеются права и обязанности, по которым он может парковаться следующими способами:

  • на отведённых участках, где имеется соответствующий дорожный знак;
  • съехав на обочину;
  • на краю дороги, при этом авто должно располагаться параллельно направлению трафика, допускается частичный наезд на тротуар при наличии установленного спецзнака.

Классическое место стоянки отличается от парковки тем, что последняя является частью дороги. Законодательно запрещено ставить машину в зелёной зоне, на газонах или площадках для инвалидов при отсутствии на автомобиле спецзнака.

Следует знать термин «машиноместо», которое является частью сооружения либо здания, и обладает чёткими зафиксированными границами.

В установленных пределах может располагаться легковая либо грузовая машина, а также автобус или прицеп в соответствии с допустимыми габаритами.

Исходя из эксплуатационных характеристик легковушек, имеется возможность размещать их на специально отведённых участках тремя способами:

  • параллельно направлению движения;
  • перпендикулярно основной оси дороги;
  • «ёлочкой» (под углом к основному направлению трафика).

Каждый из вариантов обладает плюсами и минусами для конкретных дорожных условий. При этом стоит в каждом случае учитывать, что ширина парковочного места для автомобиля ГОСТ для легкового транспорта лимитирована значением 2,5 м. Подобный формат позволит свободно открыть дверь среднего авто, не касаясь стоящего рядом автомобиля.

Параллельный тип

Способ установки автомобиля предполагает размещение близко к тротуару вдоль основной проезжей полосы. Существенным недостатком подобной конфигурации является возможность припарковаться в определённом районе большому количеству автомобилей.

Данный тип расположения авто актуален для узких городских улочек. Недостаток проявляется в том, что легковушку, стоящую параллельно тротуару, могут легко заблокировать машины, расположенные впереди и сзади.

Из подобной ловушки новички-водители выбираются с трудом.

Автомобиль располагается под углом 90 градусов к тротуару или дороге. Формат позволяет втиснуть в небольшое пространство максимальное количество транспорта. Не у всех водителей получается легко ставить таким образом корпус ТС.

Кроме позитива компактности, способ обладает минусом. Статистика доказывает, что именно при выезде с таких парковок случается значительное количество мелких ДТП. Особенно следует быть внимательным водителю при интенсивном трафике.

Рекомендуем воспользоваться чьей-то помощью, кто подскажет своевременность маневра для выезда.

Парковка «елочкой»

Для больших пространство владельцы парковок могут предлагать расставлять машины под углом примерно 45 градусов к разъездам. Сверху площадка с транспортом напоминает ёлочки.

Считается, что такой тип расстановки наиболее удобен для начинающих автомобилистов. Заехать на желаемый участок значительно проще, чем на перпендикулярную площадку.

Однако даже при визуально высокой плотности загруженность у «елочки» на треть меньше, чем у перпендикулярного аналога.

На выбор места для расположения парковок накладываются определённые правила. Подобрав достаточную по размерам площадку, необходимо учитывать удаление её от общественных мест и каких-либо экологических объектов.

При этом важно обеспечить максимальную безопасность парковки от внешних потенциально негативных факторов. По правилам паркингов норма для легкового автомобиля должна быть 5,3х2,5 м, а для инвалидов-колясочников 6х3,6 м.

Если площадка вмещает 10 машин, то важно обеспечить удаленность от общественного здания или жилого дома на 10 м. Наименьшая удаленность в 25 м. должна соблюдаться в отношении следующих объектов:

  • больница;
  • детский сад;
  • игровая или спортивная площадка;
  • учебное заведение;
  • парк или сквер.

Если потенциальное число машин будет в пределах 10-50 единиц, то такая удалённость должна составлять не менее 50 м., а от жилых зданий располагаться нужно на расстоянии не менее 15 м. При увеличении числа машиномест до 100 ед.

, оба интервала обязаны быть не менее 25 м. Крупные площадки на 300 авто удаляют на 35 м. от домов и 50 м. от школ, садиков и др. До 500 машин можно ставить не ближе 50 м. от домов и учебных, воспитательных учреждений.

От  500 парковочных мест рекомендуется располагать в промышленных зонах.

Согласно установленным СНиП, для стандартного легкового автомобиля отводится площадка с габаритами:

  • ширина – до 2,5 м.;
  • длина – не менее 5,3 м.

Важно! При отведении площади для стоянки под машину в расчёт не берётся площадь, скрываемая разметкой, на которую дополнительно уходит около 0,1 м2.

Проектировщики предполагают, что обычный автомобиль имеет средние габариты 4,4х1,8 м. Соответственно под него отводится по ГОСТ пространства 13,25 м2. Площадь на одну машину в разных ситуациях может варьироваться лишь в большую сторону. Исходя из установленных параметров, легко рассчитать необходимое пространство для стоянки.

При параллельном типе расположения и зазоре 1 м. два авто будут занимать 4,4 1 4,4 1=10,8 м. длины, а при перпендикулярном 4,4 1 4,4=9,8 м. Комфортный выход пассажира обеспечится при ширине 1,8 1=2,8 м., что согласуется с требованиями нормативов. Во время парковки «ёлочкой» под длину авто отводится 8,8 м.

, а занимаемый участок будет не менее 18 м2.

Основные технические требования включают в себя не только организацию рабочей зоны, где будут располагаться машины, но и подбор материалов, из которых предполагается изготавливать всю входящую инфраструктуру. К таким объектам относятся применяемые ограждения, а также используемая разметка. Важные тезисы заключаются в следующем:

  • в области придомовой территории обязаны быть четко различимы границы парковки, поэтому для зонирования применяются бортовые камни;
  • вертикальные элементы обязательно окрашиваются на парковках во дворах специальной светоотражающей разметкой, чтобы быть различимыми в тёмное время суток;
  • для разрисовки асфальта необходимо использовать нитрокраску или термопластик.

Не стоит применять дешёвую водоэмульсионную разметку. Она быстро от влаги и осадков стирается, не позволяя определять границы парковки. Места для людей с инвалидностью важно располагать максимально близко ко входам зданий.

Благодаря расширенному пространству на них водитель сможет раскрыть коляску. Таких мест должно быть 10%.

Ставить авто на такой площадке могут автомобилисты при наличии соответствующего знака на машине и удостоверения инвалидов 1 или 2 группы, в противном случае будет выписан штраф в размере 5000 руб.

Организация парковки не должна создавать препятствий для остальных участников дорожного движения. В узких зонах стоит ставить авто вдоль трафика. Хотя проще ставить машину «ёлочкой», но не везде это допустимо, поэтому необходимо хорошо заранее тренироваться для выезда из стеснённых условий. С 2018 года парковочное место можно продавать или даже передавать по наследству.

Требования к открытым стоянкам автомобилей

С 2017 года в законодательстве о размерах парковочных мест было внесено несколько изменений – теперь для легковых и других автомобилей предусмотрены минимальные и максимальные параметры. Наряду с этим машино-место во дворе признано объектом недвижимости – соответственно, его можно купить, продать и оформить в собственность, как и квартиру.

  • Мнение эксперта
  • Соболев Дмитрий
  • Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

Важно также знать, что считается придомовой территорией у многоквартирного дома — ранее мы подробно разбирали этот вопрос тут.

Все габариты парковочного места отражены в действующих с 2011 года СНиП 21-02-99. Согласно этому документу параметры стоянки для легкового автомобиля должны быть такими:

  • ширина 2,5 метра;
  • длина 5,3 метра.

При этом ширина разметки (до 0,1 метра) не включается в размеры парковочного места.

В случае стоянки для легковых автомобилей инвалидов все параметры увеличиваются:

  • длина – 6,2 метра;
  • ширина – 3,6 метра.

Как правило, рядом с больницами, крупными торговыми центрами, магазинами, культурными учреждениями и в современных жилых микрорайонах отводится от 10 до 20% всей площади парковки для инвалидов.

В этом же документе прописываются технические требования к организации пространства парковки, параметры материалов, применяемых для огораживания территории, в частности:

  1. Границы парковки во дворах всегда должны огораживаться с помощью бортового камня.
  2. Во дворах и других местах обязательно создается светоотражающая разметка (на столбах и других вертикальных опорах).
  3. Для разметки на поверхности асфальта применяется термопластик или нитрокраска. Однако в большинстве случаев используют дешевую водоэмульсионную смесь, которая исчезает полностью за 1 сезон из-за осадков.

Последние изменения в законодательстве, которые начали действовать 1 января 2017 года, установили, что минимальный размер парковки теперь 5,3*2,5 метра, а максимальные соответствуют показателям для автомобилей водителей-инвалидов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Также с 1 января машино-место стало признанным объектом недвижимости. Это значит, что теперь его можно покупать в ипотеку (вместе с квартирой), продавать, завещать, а также оформлять в собственность, как любой другой объект недвижимости.

Требования к открытым стоянкам автомобилей

Прежде чем будет осуществлена работа по разметке территории, выбирают место и рассчитывают общее количество машино-мест, особенности их расположения исходя из нескольких соображений:

  1. Для каких именно автомобилей будет предназначена стоянка – чаще всего предусмотрена парковка только для легковых, поскольку для грузовых создаются специальные зоны.
  2. Насколько большими можно оставить зазоры между границами – как правило, ориентируются на то, чтобы 1 человек мог свободно пройти между машинами.
  3. Как именно будут парковаться автомобили – в длину или ширину (тип парковки).

Общие требования

5.1 Надземные автостоянки могут предусматриваться
высотой не более 9 этажей, подземные — не более 5 подземных этажей.

с участием
водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов;

без участия
водителей — механизированными устройствами.

В
зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для
обслуживающего и дежурного персонала (контрольные

и кассовые
пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного
оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для
инвалидов, а также общественные телефоны и устройство лифтов для людей. Их
необходимость, состав и площади определяются проектом в зависимости от размеров
автостоянки и особенностей ее эксплуатации.

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

Размеры кабины
одного из пассажирских лифтов должны обеспечивать транспортировку инвалидов,
пользующихся креслами-колясками.

5.4 Категории помещений и зданий для хранения
автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в
соответствии с требованиями НПБ
105.

Помещения для
хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1 — В4, здания
автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с
двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).

5.5 Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого
назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го
типа.

Автостоянки,
встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не
менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от
помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го
типа.

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

В зданиях класса
Ф 1.3 встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием
2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым
этажом (техническим).

В зданиях класса
Ф 1.4 выделение противопожарными преградами встроенной (пристроенной)
автостоянки, вмещающей одну легковую автомашину владельца дома, не
регламентируется.

Во встроенных в здание другого назначения или
пристроенных к нему автостоянках в целях предотвращения распространения пожара
следует обеспечивать расстояние от проемов автостоянки до низа ближайших
оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или противопожарное
заполнение оконных проемов (кроме зданий Ф 1.4).

(Измененная
редакция. Изм. № 1).

При
необходимости устройства в составе автостоянки (по заданию на проектирование)
помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР,
диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) следует предусматривать
для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие
помещения могут предусматриваться в автостоянках (за исключением автостоянок
открытого типа и встроенных в жилые здания) и должны быть отделены от
автостоянки противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа. Входы
и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в
автостоянку.

Состав и площади
помещений, предусматриваемых для выполнения отдельных видов или групп работ по
техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, определяются
технологическими требованиями проведения соответствующих видов работ с учетом
требований ОНТП
01.

5.7 В помещениях зданий, в которые встроены
автостоянки, должен быть обеспечен уровень шума в соответствии с гигиеническими
нормативами Минздрава России (ГН
2.2.4/2.1.8.562).

Предлагаем ознакомиться  Виды нарушений требований охраны труда работником

5.8 В автостоянках, встроенных в здания другого
назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные
лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи
автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных
клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного
входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го
типа с подпором воздуха при пожаре.

Сообщение
помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения
(кроме указанных в 5.3) или смежного пожарного отсека допускается через
тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре или с устройством дренчерной завесы
над проемом со стороны автостоянки.

5.9 Размещение торговых помещений, лотков, киосков,
ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не
допускается.

В помещениях хранения
автомобилей допускается предусматривать не более двух машиномест для разгрузки
(погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, которому принадлежит
автостоянка. При этом должна быть исключена возможность постоянного
складирования грузов в этом месте автостоянки.

В помещениях
хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно
закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих
материалов.

5.10 В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения
автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные
перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства).

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

При
использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный
виток следует рассматривать как ярус (этаж).

Для многоэтажных
автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей,
деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

5.11 Число рамп и соответственно количество необходимых
выездов и въездов в автостоянках определяются в зависимости от количества
автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок
— на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной
интенсивности движения и планировочных решений по его организации.

до 100 — одна
однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации;

до 1000 — одна
двухпутная рампа или две однопутные рампы;

свыше 1000 — две
двухпутные рампы. Въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону
хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны
отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения
автомобилей противопожарными преградами, воротами и(или) тамбур-шлюзами с
подпором воздуха при пожаре согласно таблице 1.

Таблица
1

Тип
автостоянок

Предел
огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин,
не менее

Требования
по необходимости устройства тамбур-шлюза

стен

ворот

Подземная

ЕI 45

EI 30

Тамбур-шлюз
глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м

Надземная

EI 15

EI 15

Не
требуется

Двери и ворота в
противопожарных преградах и тамбур-шлюзах должны быть оборудованы
автоматическими устройствами закрывания их при пожаре.

В одноэтажных
подземных автостоянках перед рампами тамбур-шлюз допускается не
предусматривать.

В изолированных рампах взамен противопожарных ворот
допускается предусматривать автоматические устройства, перекрывающие поэтажно
проем рампы не менее чем на половину его высоты (противодымные экраны) с
дренчерной завесой над проемом со стороны помещений хранения.

в зданиях I и II
степеней огнестойкости, класса С0 и С1, при этом суммарная площадь их этажей
(полуэтажей), соединенных неизолированными рампами, не должна превышать 10 400
м2;

в автостоянках открытого типа.

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

Устройство общей
неизолированной рампы между подземными и надземными этажами автостоянки не
допускается.

5.14 С каждого этажа пожарного отсека автостоянок (кроме
механизированных автостоянок) должно быть предусмотрено не менее двух
рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу в лестничные
клетки или на лестницу 3-го типа. Допускается один из эвакуационных выходов
предусматривать на изолированную рампу. Проход по тротуарам в пандусах на
полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным.

Эвакуационные
выходы из помещений, указанных в 5.3,
допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей. Кладовую
для багажа клиентов допускается размещать только на первом (посадочном) этаже
автостоянки.

Допустимое
расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного
выхода следует принимать согласно таблице 2.

Таблица2

Тип
автостоянок

Расстояние
до ближайшего эвакуационного выхода, м, при расположении места хранения

между
эвакуационными выходами

в тупиковой части помещения

Подземная

40

20

Надземная

60

25

Примечание Измерение длины пути эвакуации проводится
по средней линии проходов и проездов с учетом расстановки автомобилей

В зданиях
автостоянок, в которых рампа одновременно служит эвакуационным путем, с одной
стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м.

Лестницы в качестве
путей эвакуации должны иметь ширину не менее 1 м.

5.15 Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек
следует предусматривать вблизи ворот или в воротах противопожарную дверь
(калитку) с высотой порога не более 15 см.

Для возможности
прокладки пожарных рукавов в нижней части ворот необходимо предусматривать люк
с самозакрывающейся заслонкой размером 20 ´ 20 см.

5.16 При использовании покрытия здания для стоянки
автомобилей требования к этому покрытию применяются те же, что и для обычных перекрытий
автостоянки. Верхний слой такого эксплуатируемого покрытия следует
предусматривать из материалов, не распространяющих горение (группа
распространения пламени по таким материалам должна быть не ниже РП 1).

5.17 В помещениях для хранения автомобилей в местах
выезда (въезда) на рампу или в смежный пожарный отсек, а также на покрытии (при
размещении там автостоянки) должны предусматриваться мероприятия по
предотвращению возможного растекания топлива при пожаре.

5.18 Многоэтажные (многоярусные) автостоянки должны
иметь выходы на кровлю зданий в соответствии с требованиями СНиП 21-01.

Водопровод

6.4 Число струй и минимальный расход воды на одну струю
на внутреннее пожаротушение отапливаемых автостоянок закрытого типа следует
принимать: при объеме пожарного отсека от 0,5 до 5 тыс. м3 — 2 струи
по 2,5 л/с, свыше 5 тыс. м3 — 2 струи по 5 л/с.

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

Допускается не
предусматривать внутренний противопожарный водопровод в одно- и двухэтажных
автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса.

6.5
В надземных автостоянках системы внутреннего противопожарного водоснабжения
допускается выполнять сухотрубными с выведенными наружу патрубками диаметром 89
(77) мм, оборудованными вентилями и соединительными головками для подключения
передвижной пожарной техники. Число струй и минимальный расход воды принимается
по 6.4.

В автостоянках с обособленными боксами,
отвечающими требованиям 5.40, в том числе
одноэтажных подземных, допускается не предусматривать  внутренний противопожарный водопровод при применении
самосрабатывающих модулей пожаротушения в каждом боксе и выполнении требований 6.29 и 6.30в).

6.6 В подземных автостоянках с двумя этажами и более
внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других
систем внутреннего водопровода.

6.7 В подземных автостоянках с двумя этажами и более
внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения
должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками,
оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной
пожарной техники.

6.8 Расчетный расход воды на наружное пожаротушение
зданий надземных автостоянок закрытого и открытого типов следует принимать по таблице 6.

подземных
автостоянок с двумя этажами и более — 20 л/с;

автостоянок
боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса при
количестве боксов от 50 до 200 — 5 л/с, более 200 — 10 л/с;

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

механизированных
автостоянок — 10 л/с;

открытых
площадок для хранения автомобилей при количестве автомобилей до 200
включительно — 5 л/с, более 200 — 10 л/с.

Степень
огнестойкости здания

Класс
конструктивной пожарной опасности здания

Расход
воды на наружное пожаротушение зданий автостоянок на один пожар, л/с, при
объемах зданий (пожарного отсека), тыс. м3

до
5

свыше
5 до 20

свыше
20 до 50

свыше
50

I, II, III

С0,
С1

10

15

20

30

IV

С0,
С1

10

15

20

С2,
С3

20

25

V

Не
нормируется

20

6.9 На питающей сети между пожарными насосами и сетью противопожарного
водопровода следует устанавливать обратные клапаны.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.

Отопление, вентиляция и
противодымная защита

6.10 В отапливаемых автостоянках расчетную температуру
воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать 5 °С.

6.11 В неотапливаемых автостоянках достаточно
предусматривать отопление только вспомогательных помещений, указанных в 5.3.

Для хранения
автомобилей, которые должны быть всегда готовыми к выезду (пожарные,
медицинской помощи, аварийных служб и т.п.), необходимо предусматривать
отапливаемые помещения.

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

6.12 В автостоянках закрытого типа в помещениях для
хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для
разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции,
обеспечивая требования ГОСТ
12.1.005.

В неотапливаемых
надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим
побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в
наружных ограждениях более чем на 20 м.

6.13 В автостоянках закрытого типа следует
предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих
сигнальных приборов по контролю СО, устанавливаемых в помещении с
круглосуточным дежурством персонала.

6.14 В вытяжных воздуховодах в местах пересечения ими
противопожарных преград должны устанавливаться нормально открытые огнезадерживающие
клапаны.

Транзитные
воздуховоды за пределами обслуживаемого этажа или помещения, выделенного
противопожарными преградами, следует предусматривать с пределом огнестойкости
не менее EI 30.

а) из помещений
хранения автомобилей;

б) из
изолированных рамп.

6.16 Удаление дыма необходимо предусматривать через
вытяжные шахты, как правило, с искусственным побуждением тяги.

Допускается
предусматривать естественное дымоудаление через окна и фонари, оборудованные
механизированным приводом для открывания фрамуг в верхней части окон на уровне
2,2 м и выше (от пола до низа фрамуг) и для открывания проемов в фонарях. При
этом общая площадь открываемых проемов, определяемая расчетом, должна быть не
менее 0,2 % площади помещения, а расстояние от окон до наиболее удаленной точки
помещения не должно превышать 18 м.

В автостоянках,
встроенных в здания другого назначения, устройство дымоудаления через
открываемые проемы не допускается.

В одноэтажных
подземных стоянках допускается устройство вытяжных шахт с естественной
вытяжкой.

В автостоянках с
изолированными рампами в вытяжных шахтах на каждом этаже следует предусматривать
дымовые клапаны.

Требуемые
расходы дымоудаления, число шахт и дымовых клапанов определяются расчетом.

В подземных
автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны общей
площадью не более 3000 м2 на каждом подземном этаже. Количество ответвлений воздуховодов от одной дымовой
шахты не нормируется.

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

а) при двух
подземных этажах и более;

б) если
лестничные клетки и лифты связывают подземную и надземную части автостоянки;

в) если
лестничные клетки и лифты связывают автостоянку с надземными этажами здания
другого назначения.

6.18 При пожаре должно быть предусмотрено отключение
общеобменной вентиляции.

Порядок
(последовательность) включения систем противодымной защиты должен
предусматривать опережение запуска вытяжной вентиляции (раньше приточной).

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

6.19 Управление системами противодымной защиты должно
осуществляться автоматически — от пожарной сигнализации (или автоматической
установки пожаротушения), дистанционно — с центрального пульта управления
противопожарными системами, а также от кнопок или механических устройств
ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж автостоянки, на лестничных
площадках на этажах (в шкафах пожарных кранов).

6.20 Элементы систем противодымной защиты (вентиляторы,
шахты, воздуховоды, клапаны, дымоприемные устройства и др.) следует
предусматривать в соответствии со СНиП 2.04.05.

В системах
вытяжной противодымной вентиляции противопожарные (в том числе дымовые) клапаны
должны иметь сопротивление дымогазопроницанию не менее 8000 кг-1 -м-1
на 1 м2 площади проходного сечения.

возникновение
пожара (возгорание автомобиля или загорание в одном из вспомогательных
помещений по 5.3) в надземной автостоянке
на нижнем типовом этаже, а в подземной — на верхнем и нижнем типовых этажах;

геометрические
характеристики типового этажа (яруса) — эксплуатируемая площадь, проемность,
площадь ограждающих конструкций;

удельная
пожарная нагрузка;

положение
проемов эвакуационных выходов (открыты с этажа пожара до наружных выходов);

параметры
наружного воздуха.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих строительных нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданийСНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооруженияСНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционированиеСНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселенийСНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооруженийСНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещениеСНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятийГОСТ 12.1.005-88 ССБТ.

Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоныНПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектированияНПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооруженияхНПБ 105-03 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасностиНПБ 110-03 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализациейНПБ 250-97 Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях.

Общие технические требованияППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской ФедерацииОНТП 01-91 Росавтотранса. Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспортаГН 2.2.4/2.1.8.562-96 Минздрава России. Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки*_______________* Вероятно, ошибка оригинала.

Предлагаем ознакомиться  Заправки по качеству бензина в России

РД-3112199-98 Минтранса России. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном (сжатом) природном газеВСН 01-89 Минавтотранса РСФСР. Предприятия по обслуживанию автомобилей.

Электротехнические устройства

6.22 Электротехнические устройства автостоянок должны предусматриваться
в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

к I категории —
электроустановки, используемые в противопожарной защите, в том числе, для
автоматического пожаротушения и автоматической сигнализации, противодымной
защиты, лифтов для перевозки пожарных подразделений, систем оповещения о пожаре,
а также систем автоматического контроля воздушной среды в помещениях хранения
газобаллонных автомобилей;

к II категории —
электроприводы лифтов и других механизированных устройств для перемещения
автомобилей;

электроприводы
механизмов открывания ворот без ручного привода и аварийное освещение стоянок
автомобилей, постоянно готовых к выезду;

к III категории
— остальные электропотребители технологического оборудования автостоянок.

Электрокабели,
питающие противопожарные устройства, должны присоединяться непосредственно к
вводным щитам здания (сооружения) и не должны одновременно использоваться для
подводки к другим токоприемникам.

6.24 Освещение помещений хранения автомобилей следует
предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 23-05.

— эвакуационных
выходов на каждом этаже;

— путей движения
автомобилей;

— мест установки
соединительных головок для подключения пожарной техники;

— мест установки
внутренних пожарных кранов и огнетушителей;

— мест
расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения).

6.26 Светильники, указывающие направление движения,
устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на
этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки.

Указатели
направления движения устанавливаются на высоте 2 м и 0,5 м от пола в пределах
прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов для автомобилей.

6.27 В автостоянках закрытого типа у въездов на каждый
этаж должны быть установлены розетки, подключенные к сети электроснабжения по I
категории, для возможности использования электрифицированного
пожарно-технического оборудования.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 Стоянка для автомобилей (далее автостоянка) — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

3.2 Надземная автостоянка закрытого типа — автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.

3.3 Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50% наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).3.

3.5 Механизированная автостоянка — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей).

Автоматическое пожаротушение
и автоматическая пожарная сигнализация

6.28 Системы автоматического пожаротушения и
сигнализации, применяемые в автостоянках, должны соответствовать требованиям НПБ
88. Оборудование автоматических устройств должно иметь
соответствующие сертификаты пожарной безопасности.

Тип
автоматической установки пожаротушения, способ тушения и вид огнетушащих
средств определяется проектной организацией в зависимостиот
технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей
защищаемого помещения. Допускается применение самосрабатывающих модулей и
систем (порошковых, аэрозольных и пр.), сертифицированных в установленном
порядке.

а) подземных
независимо от этажности;

б) надземных при
двух этажах и более;

в) одноэтажных
надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м2 и более, IV степени огнестойкости класса
С0 площадью 3600 м2 и более, класса С1 —
2000 м2 и более, классов С2, С3 — 1000 м2 и
более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах
(выделенных в соответствии с 5.40) — при
количестве боксов более 5;

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

г)
встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в 4.27 НПБ 110;

д)
в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки
горюче-смазочных материалов;

е)
расположенных под мостами;

ж)
механизированных автостоянках.

Допускается не
предусматривать автоматическое пожаротушение в одноэтажных подземных автостоянках
вместимостью до 25 машино-мест, располагаемых на незастроенной территории.

В автостоянках с
обособленными боксами, отвечающими требованиям 5.40,
при применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих
модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами не
требуется, при этом указанные проезды должны быть оборудованы поэтажно
передвижными огнетушителями (типа ОП-50, ОП-100) из расчета: при площади
проездов на этаже до 500 м2 — 1 шт. на этаж, более 500 м2
— 2 шт. на этаж.

Необходимость устройства
автоматического пожаротушения в помещениях для сервисного обслуживания
автомобилей,проектируемых по 5.6,
определяется в соответствии с требованиями ВСН
01.

а) одноэтажные надземные
автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.29;

в) или при количестве боксов
до 5 включительно;

б) помещения, указанные в 5.3, кроме санузлов и венткамер.

в) обособленные боксы,
отвечающие требованиям 5.40, и проезды между ними автостоянок при
применении в боксах модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей);

г) помещения для сервисного
обслуживания автомобилей, проектируемые по 5.6
— в соответствии с требованиями ВСН 01».

Помещения с круглосуточным
пребыванием дежурного персонала допускается не оборудовать автоматической
пожарной сигнализацией.

(Измененная редакция. Изм. №
1).

6.31
В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом
наружу из каждого бокса допускается не предусматривать автоматическое
пожаротушение и сигнализацию.

6.32
Надземные автостоянки закрытого типа при двух этажах и более (за исключением
автостоянок с непосредственным выездом наружу из каждого бокса и
механизированных автостоянок) вместимостью до 100 машино-мест должны
оборудоваться системами оповещения 1-го типа, более 100 машино-мест — 2-го типа
по НПБ
104.

при вместимости до 50
машино-мест — 2-го типа, более 50 до 200 — 3-го типа, более 200 — четвертого
или пятого типов.

4 РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

4.1 Размещение автостоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.07.01 и СНиП II-89.

4.2 Автостоянки могут размещаться (с учетом требований настоящих норм) ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли.

4.3 Автостоянки допускается размещать в пристройках к зданиям другого функционального назначения, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности (по СНиП 21-01) Ф 1.1, Ф 4.1, а также Ф 5 категорий А и Б (по НПБ 105).

4.4* Автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I или II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов Ф 1.1, Ф 4.1, Ф 5 категорий А и Б. В здания класса Ф 1.4 допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости. В зданиях Ф 1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей, кроме автостоянок открытого типа, только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.Под зданиями класса Ф 1.1, Ф 4.1 располагать автостоянки не допускается.

4.5 Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.

а) до производственных зданий и сооружений:I, II и III степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов — не нормируется;то же, со стороны стен с проемами — не менее 9 м;

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

IV степени огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов — не менее 6 м;то же, со стороны стен с проемами — не менее 12 м;других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м.

б) до административных и бытовых зданий предприятий:I, II и III степеней огнестойкости класса С0 — не менее 9 м;других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м.Расстояния от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса С0 на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с проемами не нормируется.

4.7 Хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует, как правило, предусматривать на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых ГСМ не более 30 м.

На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью указанных материалов не более 600 м. Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12 м.

5 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

Общие требования

5.1 Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные — не более 5 подземных этажей.

5.2 Парковка автомобилей может осуществляться:с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов;без участия водителей — механизированными устройствами.

5.3 В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещение для инвалидов, а также общественные телефоны и устройство лифтов для людей.

5.4 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями НПБ 105.Помещения для хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1-В4, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).

5.5* Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.Автостоянки, встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф 1.3 встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом (техническим).В зданиях класса Ф 1.4 выделение противопожарными преградами встроенной (пристроенной) автостоянки, вмещающей одну легковую автомашину владельца дома, не регламентируется.

Во встроенных в здание другого назначения или пристроенных к нему автостоянках в целях предотвращения распространения пожара следует обеспечивать расстояние от проемов автостоянки до низа ближайших оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или противопожарное заполнение оконных проемов (кроме зданий Ф 1.4).

5.6 При необходимости устройства в составе автостоянки (по заданию на проектирование) помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) следует предусматривать для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие помещения могут предусматриваться в автостоянках (за исключением автостоянок открытого типа и встроенных в жилые здания) и должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа.

Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку.Состав и площади помещений, предусматриваемых для выполнения отдельных видов или групп работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, определяются технологическими требованиями проведения соответствующих видов работ с учетом требований ОНТП 01.

5.7 В помещениях зданий, в которые встроены автостоянки, должен быть обеспечен уровень шума в соответствии с гигиеническими нормативами Минздрава России (ГН 2.2.4/2.1.8.562).

5.8* В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт и лестничных клеток этого здания.Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (кроме указанных в 5.3) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре или с устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки.

5.9* Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.

В помещениях хранения автомобилей допускается предусматривать не более двух машиномест для разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, которому принадлежит автостоянка. При этом должна быть исключена возможность постоянного складирования грузов в этом месте автостоянки.

Предлагаем ознакомиться  Что делать после покупки автомобиля с пробегом

В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

5.10 В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства).При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).

5.11* Число рамп и соответственно количество необходимых выездов и въездов в автостоянках определяются в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок — на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации.

Как правило, тип и число рамп могут приниматься при количестве автомобилей:до 100 — одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации;до 1000 — одна двухпутная рампа или две однопутные рампы;свыше 1000 — две двухпутные рампы.Въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.

5.12* В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и (или) тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно таблице 1*.Таблица 1*

Типы автостоянок

Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин, не менее

Требования по необходимости устройства тамбур-шлюза

стен

ворот

Подземная

EI 45

EI 30

Тамбур-шлюз глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м

Надземная

EI 15

EI 15

Не требуется

Двери и ворота в противопожарных преградах и тамбур-шлюзах должны быть оборудованы автоматическими устройствами закрывания их при пожаре.В одноэтажных подземных автостоянках перед рампами тамбур-шлюз допускается не предусматривать.В изолированных рампах взамен противопожарных ворот допускается предусматривать автоматические устройства, перекрывающие поэтажно проем рампы не менее чем на половину его высоты (противодымные экраны) с дренчерной завесой над проемом со стороны помещений хранения.

5.13* В надземных автостоянках допускается устройство неизолированных рамп:в зданиях I и II степеней огнестойкости, класса С0 и С1, при этом суммарная площадь их этажей (полуэтажей), соединенных неизолированными рампами, не должна превышать 10400 м;в автостоянках открытого типа.Устройство общей неизолированной рампы между подземными и надземными этажами автостоянки не допускается.

5.14* С каждого этажа пожарного отсека автостоянок (кроме механизированных автостоянок) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа. Допускается один из эвакуационных выходов предусматривать на изолированную рампу.

Проход по тротуарам в пандусах на полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным.Эвакуационные выходы из помещений, указанных в 5.3, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей. Кладовую для багажа клиентов допускается размещать только на первом (посадочном) этаже автостоянки.Допустимое расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать согласно таблице 2.Таблица 2

Типы автостоянок

Расстояние до ближайшего эвакуационного выхода, м, при расположении места хранения

между эвакуационными выходами

в тупиковой части помещения

Подземная

40

20

Надземная

60

25

Примечание — Измерение длины пути эвакуации проводится по средней линии проходов и проездов с учетом расстановки автомобилей

В зданиях автостоянок, в которых рампа одновременно служит эвакуационным путем, с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м.Лестницы в качестве путей эвакуации должны иметь ширину не менее 1 м.

5.15 Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек следует предусматривать вблизи ворот или в воротах противопожарную дверь (калитку) с высотой порога не более 15 см.Для возможности прокладки пожарных рукавов в нижней части ворот необходимо предусматривать люк с самозакрывающейся заслонкой размером 20х20 см.

5.16 При использовании покрытия здания для стоянки автомобилей требования к этому покрытию применяются те же, что и для обычных перекрытий автостоянки. Верхний слой такого эксплуатируемого покрытия следует предусматривать из материалов, не распространяющих горение (группа распространения пламени по таким материалам должна быть не ниже РП 1).

5.17 В помещениях для хранения автомобилей в местах выезда (въезда) на рампу или в смежный пожарный отсек, а также на покрытии (при размещении там автостоянки) должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива при пожаре.

5.18 Многоэтажные (многоярусные) автостоянки должны иметь выходы на кровлю зданий в соответствии с требованиями СНиП 21-01.

5.19 Ограждающие конструкции лифтовых шахт должны соответствовать требованиями СНиП 21-01.

6 ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ

Общие требования

6.1* Инженерные системы автостоянок и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.05, кроме случаев, специально оговоренных настоящими нормами.В автостоянках требования к системам вентиляции следует принимать по указанным документам как для складских зданий, относящихся по пожарной опасности к категории В (по НПБ 105).Отопление и вентиляцию помещений для сервисного обслуживания автомобилей, проектируемых по 5.6, следует предусматривать с учетом требований ВСН 01.

6.2 В многоэтажных зданиях автостоянок участки инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплоснабжение), проходящие через перекрытия, должны выполняться из металлических труб.Кабельные сети, пересекающие перекрытия, также должны прокладываться в металлических трубах или в коммуникационных коробах (нишах) с пределом огнестойкости не менее ЕI 45.В подземных автостоянках следует применять электрокабели с оболочкой, не распространяющей горение.

6.3 Инженерные системы автостоянок, встроенных в здания другого назначения или пристроенных к ним, должны быть, как правило, автономными от инженерных систем этих зданий.В случае транзитной прокладки через помещения автостоянок инженерных коммуникаций, принадлежащих зданию, в которое встроена (пристроена) автостоянка, указанные коммуникации, (кроме водопровода, канализации, теплоснабжения, выполненных из металлических труб) должны быть изолированы строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее ЕI 45.

Водопровод

6.4 Число струй и минимальный расход воды на одну струю на внутреннее пожаротушение отапливаемых автостоянок закрытого типа следует принимать: при объеме пожарного отсека от 0,5 до 5 тыс. м — 2 струи по 2,5 л/с, свыше 5 тыс. м — 2 струи по 5 л/с.Допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод в одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса.

6.5* В надземных автостоянках системы внутреннего противопожарного водоснабжения допускается выполнять сухотрубными с выведенными наружу патрубками диаметром 89 (77) мм, оборудованными вентилями и соединительными головками для подключения передвижной пожарной техники. Число струй и минимальный расход воды принимается по 6.4.

6.6 В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.

6.7 В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.

6.8 Расчетный расход воды на наружное пожаротушение зданий надземных автостоянок закрытого и открытого типов следует принимать по таблице 6.Таблица 6

Степень огнестойкости здания

Класс конструктивной пожаропасности здания

Расход воды на наружное пожаротушение зданий автостоянок на один пожар, л/с, при объемах зданий (пожарного отсека), тыс. м

до 5

свыше 5 до 20

свыше 20 до 50

свыше 50

I, II, III

C0, C1

10

15

20

30

IV

C0, C1

10

15

20

C2, C3

20

25

V

Не нормируется

20

Расчетный расход воды на наружное пожаротушение других видов автостоянок следует принимать:подземных автостоянок с двумя этажами и более — 20 л/с;автостоянок боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса при количестве боксов от 50 до 200 — 5 л/с, более 200 — 10 л/с;механизированных автостоянок — 10 л/с;открытых площадок для хранения автомобилей при количестве автомобилей до 200 включительно — 5 л/с, более 200 — 10 л/с.

6.9 На питающей сети между пожарными насосами и сетью противопожарного водопровода следует устанавливать обратные клапаны.

6.10 В отапливаемых автостоянках расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать 5 °С.

6.11 В неотапливаемых автостоянках достаточно предусматривать отопление только вспомогательных помещений, указанных в 5.3.Для хранения автомобилей, которые должны быть всегда готовыми к выезду (пожарные, медицинской помощи, аварийных служб и т.п.) необходимо предусматривать отапливаемые помещения.

6.12* В автостоянках закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005.В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.

6.13 В автостоянках закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю за СО, устанавливаемых в помещении с круглосуточным дежурством персонала.

6.14 В вытяжных воздуховодах в местах пересечения ими противопожарных преград должны устанавливаться нормально открытые огнезадерживающие клапаны.Транзитные воздуховоды за пределами обслуживаемого этажа или помещения, выделенного противопожарными преградами, следует предусматривать с пределом огнестойкости не менее ЕI 30.

а) из помещений хранения автомобилей;

б) из изолированных рамп.

6.16* Удаление дыма необходимо предусматривать через вытяжные шахты, как правило, с искусственным побуждением тяги.Допускается предусматривать естественное дымоудаление через окна и фонари, оборудованные механизированным приводом для открывания фрамуг в верхней части окон на уровне 2,2 м и выше (от пола до низа фрамуг) и для открывания проемов в фонарях.

При этом общая площадь открываемых проемов, определяемая расчетом, должна быть не менее 0,2% площади помещения, а расстояние от окон до наиболее удаленной точки помещения не должно превышать 18 м.В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, устройство дымоудаления через открываемые проемы не допускается.

В одноэтажных подземных стоянках допускается устройство вытяжных шахт с естественной вытяжкой.В автостоянках с изолированными рампами в вытяжных шахтах на каждом этаже следует предусматривать дымовые клапаны.Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и дымовых клапанов определяются расчетом.В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны общей площадью не более 3000 м на каждом подземном этаже. Количество ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не нормируется.

а) при двух подземных этажах и более;

б) если лестничные клетки и лифты связывают подземную и надземную части автостоянки;

в) если лестничные клетки и лифты связывают автостоянку с надземными этажами здания другого назначения.

6.18 При пожаре должно быть предусмотрено отключение общеобменной вентиляции.Порядок (последовательность) включения систем противодымной защиты должен предусматривать опережение запуска вытяжной вентиляции (раньше приточной).

6.19* Управление системами противодымной защиты должно осуществляться автоматически — от пожарной сигнализации (или автоматической установки пожаротушения), дистанционно — с центрального пульта управления противопожарными системами, а также от кнопок или механических устройств ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж автостоянки, на лестничных площадках на этажах (в шкафах пожарных кранов).

6.20 Элементы систем противодымной защиты (вентиляторы, шахты, воздуховоды, клапаны, дымоприемные устройства и др.) следует предусматривать в соответствии со СНиП 2.04.05.В системах вытяжной противодымной вентиляции противопожарные (в том числе дымовые) клапаны должны иметь сопротивление дымогазопроницанию не менее 8000 кг·м на 1 м площади проходного сечения.

6.21 При определении основных параметров приточно-вытяжной противодымной вентиляции необходимо учитывать следующие исходные данные:возникновение пожара (возгорание автомобиля, или загорание в одном из вспомогательных помещений по 5.3) в надземной автостоянке на нижнем типовом этаже, а в подземной — на верхнем и нижнем типовых этажах;

7 ТРЕБОВАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

7.1 Выходы на каждом этаже стоянки должны быть обозначены с помощью ясных и хорошо видимых указателей.Для обозначения путей движения автомобилей и главных целевых точек (выходов на этажах, мест установки пожарных кранов, огнетушителей и пр.) рекомендуется применение светящихся красок и люминесцентных покрытий.

7.2 Помещения для хранения автомобилей и рампы должны иметь указатели о запрещении курения в автостоянке.

7.3 Автостоянки должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями ППБ 01.

7.4 Специальные огнезащитные покрытия и пропитки, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении (выходе из строя полностью или частично) или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия и пропитки.

7.5 Наружные проезды (пандусы) и наружные лестницы должны очищаться от снега и льда.

7.6 Не допускается переоборудование или использование отдельных боксов, предназначенных для хранения автомобилей, в качестве помещений для осуществления ремонтных работ.

7.7 Работоспособность инженерных систем противопожарной защиты (пожарные краны и гидранты, насосные установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты, оповещения людей о пожаре, устройства для закрывания эвакуационных выходов) должна проверяться не реже одного раза в год с составлением соответствующего акта с участием представителей государственного пожарного надзора.

7.8 Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в соответствии с ППБ 01.Текст документа сверен по:официальное изданиеМ.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2003