Что такое регресс в страховании ОСАГО

Регресс страховой компании (ск)
заключается в предъявлении требований к виновнику аварии, если сумма возмещения
уже фактически выплачена пострадавшему. Требовать регрессного возмещения до
выплаты по полису ОСАГО нельзя. По общему правилу, виновное лицо будет обязано возместить
страховщику всю сумму, перечисленную пострадавшему.

Если страховая компания рассмотрела материалы по итогам ДТП и выплатила пострадавшему компенсацию, не обязательно будут предъявляться регрессные требования. Право регресса у страховщика возникает только по основаниям, перечисленным в ст. 14 Закона № 40-ФЗ:

  • если
    в результате умышленных действий водителя был причинен вред жизни и здоровью;
  • если
    в момент столкновения виновник под воздействием спиртного, наркотиков, иных
    дурманящих веществ;
  • если
    нарушитель не имел прав, либо был ранее лишен их;
  • если
    виновный участник скрылся с места происшествия;
  • если
    гражданин не был вписан в полис ОСАГО;
  • если
    страховой случай наступил в период, когда договор страхования не действовал;
  • если
    извещение о ДТП оформлялось с участием сотрудников ГИБДД, однако машина в
    течение 15 дней не была представлена на осмотр страховщика;
  • если
    при покупке электронного полиса автовладелец указал недостоверные сведения о
    машине.

Еще один специальный случай регресса
предусмотрен за отсутствие или истечение срока действия диагностической карты
на транспортное средство, такси, автобус или грузовик. В 2019 году из перечня
основания для регрессного иска был исключен пункт ж ч. 1 ст. 14 фз об осаго. Он
допускал привлечение к ответственности за нарушение пятидневного срока подачи
извещения о ДТП. Теперь за такое нарушение правил ОСАГО регресс не применяется.

До принятия Положения ЦБ РФ № 431-П
процедура регресса проводилась по ст 76 правил осаго. Однако с 2014 года
Постановление Правительства РФ № 263 было отменено, а привлечение виновника к
ответственности осуществляется только по Закону № 40-ФЗ.

В системе страхования может применяться не только процедура регресса, но и суброгации. Их ключевое отличие заключается в разных основаниях для предъявления требований. В регрессном процессе такое право возникает только при фактическом возмещении ущерба лицом (страховой компанией), которая его не причиняла. При суброгации происходит только переход прав требования за первоначального кредитора (пострадавшего).

Самый очевидный способ избежать
предъявления регрессных требований – не попадать в ДТП. Так как избежать дорожных
инцидентов практически невозможно, для устранения дополнительной
ответственности учтите следующие рекомендации:

  • никогда
    не садитесь за руль в состоянии опьянения, не передавайте управление нетрезвым
    водителям;
  • не
    покидайте места аварии до оформления всех процессуальных документов;
  • своевременно
    оформляйте и продлевайте полис ОСАГО, передавайте руль только водителям,
    вписанным в страховку;
  • соблюдайте
    требование о представлении авто для осмотра экспертов страховщика.
Предлагаем ознакомиться  Жалоба на управляющую компанию МОСКВА

Как узнать сколько выплатили пострадавшему

В порядке регресса может взыскиваться
только компенсация, фактически выплаченная пострадавшему. Если выдавалось
направление на ремонт в СТО, эта сумма будет определяться по договору с
автосервисом, заказ-наряду. Если страховая предъявила регрессное требование,
узнать о фактически перечисленной компенсации можно следующими способами:

  • путем
    письменного или устного обращения к страховщику на стадии досудебного
    урегулирования спора;
  • путем
    запроса материалов страхового дела в судебном процессе (если страховщик сразу
    не приложил их к иску);
  • путем
    проведения независимой экспертизы через оценщика (если у вас на руках есть
    отчет по ранее проведенной экспертизе).

Сведения о фактически выплаченном возмещении всегда должны быть в страховом деле. Если такие документы отсутствуют, либо вызывают сомнение, в суд можно вызвать страхователя-пострадавшего. Если вам пришла смс от страховщика, претензия или регрессный иск, сразу обращайтесь на консультацию к юристу. Только в этом случае можно оспорить требования страховой, выбрать оптимальный вариант защиты.

Действия виновника

Регресс по аварии проходит несколько
обязательных стадий. Досудебный порядок заключается в направлении письменной
претензии. Если вы не заплатите, будет подано исковое заявление в суд. Вот
несколько рекомендаций, которые позволят отстоять свои интересы, оспорить
решение суда:

  • внимательно
    отнеситесь к оформлению документов на месте происшествия, требуйте внесения
    ваших возражений и дополнений;
  • принимайте
    участие в осмотре поврежденного автомобиля;
  • своевременно
    получайте документы по почте, судебные повестки;
  • при
    предъявлении регрессных требований сразу обращайтесь к юристу;
  • обязательно
    участвуйте в судебных заседаниях, своевременно подавайте жалобы на решение.

Как страховая компания взыскивает с виновника дтп

Даже если суд удовлетворил иск, это не повод сдаваться и сразу платить страховщику. В течение 30 дней может быть подана апелляционная жалоба, вступившее в силу решение можно отменить через кассацию и надзор. Если эти меры не принесли результата, можно добиться отсрочки или рассрочки по выплатам. Такие способы защиты также нужно предпринимать через суд.

Предлагаем ознакомиться  Украли деньги на улице

Если страховая компания выплатила деньги
пострадавшему и требует от вас регрессного возмещения, можно попробовать
снизить сумму компенсации. Это проще сделать, если сразу после ДТП вы принимали
участие в оформлении документов, в осмотре поврежденной машины. Можно
использовать следующие варианты снижения суммы взыскания:

  • получите
    акт осмотра тс, закажите независимую экспертизу;
  • проверьте
    перечень повреждений и выполненных работ на СТО, потребуйте исключения ненужных
    запчастей;
  • убедитесь,
    что сумма по выплаченной страховке соответствует предъявленным требованиям.

Гражданский кодекс РФ обязывает истца доказывать размер требований. Поэтому в судебном процессе обязательно будут проверяться материалы страхового дела, чтобы избежать завышения суммы иска. Страховщик не праве отказываться от передачи этих документов по запросу суда. Ответчику дано право подавать возражения, представлять собственные доказательства. Например, вы можете заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы, если есть сомнения в объективности оценки повреждений.

Страховой компании будет отказано в
удовлетворении регрессного иска, если не подтверждаются основания по ст. 14
Закона № 40-ФЗ. Например, если вы докажете, что не употребляли спиртное до
управления машиной, такое обстоятельство не позволит использовать правило
регресса. Можно избежать выплат, если будет доказана ваша невиновность, либо
нарушение сроков давности для подачи иска. Отмена судебного акта допускается и
при процессуальных нарушениях норм ГПК РФ (например, ненадлежащее уведомление
ответчика).

Для предъявления регрессного иска
страховщик обязан соблюдать сроки давности, предусмотренные в ГК РФ. При
нарушении срока в 3 года вы можете на законном основании требовать прекращения
гражданского дела, отказа в удовлетворении искового заявления. Срок давности по
регрессу может восстанавливаться только по уважительным причинам. На практике,
страховщику сделать это практически невозможно, в отличие от физических лиц.

Первым делом возникнет вопрос, что делать? Для начала проверить дату подачи иска, не прошло ли с момента аварии 3 года. Следует вспомнить обстоятельства аварии и сопоставить их с полученным требованием, возможно, у страховщика вовсе нет оснований для  регресса.

Предлагаем ознакомиться  Как проверить аккредитацию вуза, что это такое, как проходит и что будет, если ваш университет не получил лицензию

Следующий шаг – это проверка сумм, которые затребованы. По возможности следует связаться с потерпевшими, так как иногда случается, что недобросовестные СК выплачивают потерпевшему меньше, а с виновника требует сумму значительно больше.

Еще один важный шаг – это обращение к квалифицированному юристу, который в процессе судового разбирательства точно не помешает.

Судебная практика

Возмещение ущерба в порядке регресса
неоднократно было предметом рассмотрения Верховного суда РФ. В частности,
важные процессуальные моменты были отражены в Обзорах практики за 3 квартал
2015 года и 1 квартал 2018 года. Выделим наиболее значимые судебные решения,
связанные с регрессным требованием по ОСАГО:

  • если
    страховщик отказал пострадавшему в выплатах, он не может предъявлять какие-либо
    требования к виновнику аварии;
  • случаи,
    когда страховая компания изначально не привлекала виновное лицо к осмотру
    поврежденной машины, рассматриваются как злоупотреблением права;
  • требования
    о регрессе не могут применяться по полисам ДСАГО, которые носят добровольный
    характер, не подпадают под Закон № 40-ФЗ.

Еще одним важным предписанием Верховного суда РФ является соблюдение досудебного порядка разрешения спора. Страховщик не вправе подавать иск в суд, пока не направит виновнику аварии претензию,  не дождется результата ее рассмотрения. Время на рассмотрение претензионных писем не может быть менее 30 дней, так как это соответствует нормам ГК РФ. При нарушении претензионного порядка, в удовлетворении иска должно быть отказано.

Если вы столкнулись с предъявлением регрессного иска от страховой по ОСАГО, сразу обращайтесь на бесплатную консультацию к нашим юристам. Чем раньше вы предпримете меры защиты, тем больше шансов избежать выплат после ДТП. На консультации вы получите разъяснение норм закона и судебном практики, сможете заказать оформление документов для судебного процесса.