Как законодательно регулируются проверки медицинских центров

Ниже приведен перечень нормативно-правовых актов, регулирующих проверки медицинских центров представителями контролирующих органов:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»;
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее закон № 59-ФЗ);
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее закон № 294-ФЗ);
  • Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»;
  • Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • постановления Правительства РФ, утверждающие положения о конкретном органе надзора;
  • иные нормативно-правовые акты.

Вас также может заинтересовать: Как открыть медицинский центр — от выбора концепции до подсчета прибыли

Внеплановые проверки Роспотребнадзора

Проводятся согласно графику, периодичность проверок роспотребнадзора каждые 3 года (кроме медицинских предприятий). Также, если в органы надзора пришло уведомление о новых видах деятельности, требующих комиссии.

График (план) инспекций можно найти на официальном сайте. Органы надзора должны заранее предупреждать о посещении ИП или руководителя фирмы (минимум за 3 суток). Это обусловлено тем, что в отсутствие начальника предприятия либо старшего сотрудника на рабочем месте проверка производиться не может.

Плановые проверки неизбежны для всех новоиспечённых предпринимателей и фирм.

Комиссии бывают выездные и документарные (камеральные).

Узнать, попадает ли Ваша организация под плановые проверки на 2019 год роспотребнадзор можно здесь — график проверок роспотребнадзора на 2019 год

Внимание!

С 2015 года Роспотребнадзор в праве проводить внеплановые проверки без предупреждения!

Внеплановые проверки роспотребнадзора без предупреждения возможны c 2015 года после изменения федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Без предупреждения выездная проверкаа органами госнадзора может грозить любому предприятию общепита, производителю или организации, торгующей продовольственными товарами.

Комиссии Роспотребнадзора вне срока, оговоренного в графике.

Основания для внеплановой проверки роспотребнадзора:

  • плохое качество продукции, оказываемых услуг
  • внеплановая выездная проверка роспотребнадзора по жалобе покупателя (потребителя)

Право на подачу таких жалоб имеют:

  • обычные покупатели-потребители
  • сотрудники органов самоуправления, следующие гражданской инициативе
  • органы государственной власти

Данные проверки имеют своей целью подтвердить либо опровергнуть факты, на нарушение которых указывается в жалобе.

Об этих проверках тоже оповещают владельцев предприятий – не позже, чем за сутки. Исключения бывают, когда нужны срочные меры, например, если есть основания подозревать серьёзные формы отравлений или опасные инфекции.

Роспотребнадзор – это государственная структура, контролирующая работу организаций с целью защиты прав потребителей и здоровья людей. Состав Роспотребнадзора включает курируемые им Центры гигиены и эпидемиологии и все территориальные СЭС, осуществляющие комиссии и реагирующие на жалобы граждан о фактах несоблюдения санитарных норм.

Часть функций по санитарному контролю предприятий и прочих мероприятий по защите прав потребителей реализуют ЦГиЭ, часть – территориальные органы.

  • в точках общепита (все кафе, рестораны, столовые)
  • на любых производственных предприятиях, имеющих отношение к продовольственным товарам и не только (условия работы, состояние помещений, также
    жилых)
  • при разработке строительных схем, на процессе строительства

Полномочия роспотребнадзора при проведении проверки включают:

  • проверка всех документов организации любой формы собственности, трудовых договоров, медкнижек, заключений пожарной службы и санитарных органов,
  • ведения журналов учёта необходимых санитарных мероприятий, лицензий на товары и услуги, сертификатов, работу ККМ на предприятиях торговли
  • выдача указаний по исправлению выявленных нарушений, проверка исполнения предписаний
  • составление протоколов, назначение штрафов
  • контроль выполнения закона о защите потребительских прав
  • выдача СЭЗ при успешном прохождении комиссии
  • проверка санитарно-гигиенического состояния объектов
  • аттестация сотрудников, занимающихся производством, реализацией и др. еды и питьевой воды
  • учёт, статистика, координация работы отделов
  • отслеживание состояния воздуха, почв, утилизирования мусора
  • проверка наличия и своевременности осуществления санитарных мероприятий

Роспотребнадзор имеет право изучать санитарную документацию фирм, проводить визуальный осмотр и прочие обследования.

Узнать, попадает ли Ваша организация под Плановые проверки на 2019 год роспотребнадзор можно здесь — график проверок роспотребнадзора на 2019 год

Внеплановые Проверки роспотребнадзора без предупреждения возможны c 2015 года после изменения федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Без предупреждения выездная проверкаа органами госнадзора может грозить любому предприятию общепита, производителю или организации, торгующей продовольственными товарами.

    плохое качество продукции, оказываемых услуг внеплановая выездная проверка роспотребнадзора по жалобе покупателя (потребителя)
    обычные покупатели-потребители сотрудники органов самоуправления, следующие гражданской инициативе органы государственной власти

Основания для проверки медицинских центров

Контролирующие органы всегда составляют ежегодный план проверок. И именно на основании данного документа проводят проверки медицинских центров. Помимо плановых, существуют и внеплановые проверки. Их проводят лишь в том случае, если на это есть соответствующие основания. Так, внеплановую проверку в медучреждении могут провести по следующим причинам (ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав»):

  1. Истек период выполнения медорганизацией заранее выданного ей предписания устранить выявленные нарушения обязательных требований и (или) требований, которые установили муниципальные правовые акты.
  2. В надзорный орган поступило заявление от медучреждения о присвоении правового статуса или спецразрешения (лицензии) или разрешения (согласования) на выполнение юридически значимых действий. Внеплановую проверку медцентра проводят в том случае, если этого требует процедура присвоения правового статуса или выдачи лицензии, разрешения.
  3. Представитель надзорного органа желает провести внеплановую проверку, поскольку анализ итогов мероприятий по контролю показал, что они велись без взаимодействия с медорганизациями, рассмотрения и предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан (включая индивидуальных предпринимателей, юрлиц), сведений от органов госвласти, органов местного самоуправления, из СМИ о следующих фактах:
  • жизни и здоровью граждан потенциально мог быть нанесен вред;
  • жизни и здоровью граждан был нанесен вред;
  • права потребителей оказались нарушены.
  1. Руководитель надзорного органа издал приказ по поручению президента РФ, Правительства РФ или в соответствии с требованием прокурора о внеплановой проверке в рамках контроля выполнения законодательных актов по материалам и обращениям, которые поступили в прокуратуру.

При этом внеплановые проверки медицинских центров не могут проводиться на следующих основаниях (ч. 3 ст. 10 закона «О защите прав»):

  • по заявлениям и обращениям, из которых неясно, кто именно обратился в надзорный орган;
  • по заявлениям и обращениям, где нет информации о потенциальной угрозе нанесения вреда или нанесении вреда жизни и здоровью граждан, а также о нарушении прав потребителей.

Следует помнить, что выездные проверки медицинских центров надзорные органы проводят на основании далеко не всех обращений граждан. О сведениях, которые должны быть обозначены в обращении, и как их необходимо оформлять, сказано в статье «Проверка медицинской организации по жалобе пациента». Так, предварительную или внеплановую проверку прекратят, если (п. 3.4. ст. 10 закона «О защите прав»):

  • после ее начала установили, что обращение или заявление, на основании которого ее проводят, было подано анонимно;
  • в обращении или заявлении была выявлена заведомо ложная информация.
Предлагаем ознакомиться  Ставится ли печать на информационном письме

Вас также может заинтересовать: Лицензирование медицинского кабинета: документы и порядок

Какие органы проводят проверки медицинских центров

Что Проверяет Роспотребнадзор Продукты Питания Проверка СЭС

Надзорные органы — это в том числе органы исполнительной власти, которые контролируют, как медучреждения выполняют свои обязательные требования, описанные в российском законодательстве. В тот или иной медицинский центр можно подать жалобу, и данное учреждение будет проверено.

Жалоба может быть подана в следующие надзорные органы:

  1. Росздравнадзор РФ. Этот орган проверяет следующие моменты:
  • Насколько качественно медицинский центр оказывает медицинские услуги, безопасны ли они, в каком порядке учреждение проводит медосмотры и медицинские освидетельствования, соблюдает ли права граждан в сфере охраны здоровья.
  • Соблюдает ли медучреждение порядок оказания медпомощи, работает ли в соответствии со стандартами предоставления медицинских услуг.
  • Обеспечивает ли организация граждан медикаментами по льготным основаниям, контролирует ли качество этих лекарственных средств.
  • Соблюдает ли медучреждение правила обращения с медицинскими изделиями.
  • Соблюдает ли лицензионные требования при оказании медицинских услуг и т. д.
  1. Роспотребнадзор РФ. Орган контролирует:
  • Соблюдает ли медцентр права потребителей, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
  • Соблюдает ли правила оказания платных медуслуг и т. д.
  1. Роструд РФ проверяет, в каком порядке устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или заболевания, полученного в результате ведения профессиональной деятельности, и т. д.
  2. Проверки медицинских центров

  3. Департамент здравоохранения, Минздрав и иные органы исполнительной власти РФ в сфере здравоохранения:
  • проверяют, соблюдаются ли медицинские лицензионные требования при ведении медицинской деятельности, а также деятельности по обороту НС и ПВ;
  • проверяют, соблюдаются ли права граждан в сфере здравоохранения и связанные с этим права, предоставленные им государством РФ, а также защищают эти права;
  • оказывают медпомощь и обеспечивают медикаментами население субъекта РФ;
  • следят за тем, как реализуются городские программы медпомощи, как поддерживается гарантированный уровень бесплатной медпомощи, и пр.
  1. ТФОМС:
  • следит за тем, соблюдаются ли права застрахованных, то есть граждан, у которых есть полис ОМС, в сфере обязательного медстрахования;
  • обеспечивает гарантии бесплатного предоставления застрахованным медпомощи в рамках территориальной программы обязательного медстрахования и базовой программы обязательного медстрахования;
  • создает условия, чтобы медпомощь, предусмотренная программами обязательного медстрахования, была доступной и качественной.
  1. Прокуратура РФ контролирует, соблюдают ли все физические и юридические лица законы и нормативно-правовые акты, принятые в России.
  2. Роскомнадзор, ФСТЭК, МВД.
  • Все они обеспечивают защиту персональных данных граждан.
  • Роскомнадзор следит за тем, чтобы права субъектов, касающиеся соблюдения конфиденциальности, были соблюдены.
  • ФСТЭК обеспечивает техническую защиту информации с ограниченным доступом (персональных сведений).
  • МВД контролирует соблюдение прав граждан.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Роспотребнадзор продукты питания проверка

Проверка роспотребнадзором организации общественного питания. Распространённые нарушения

Надо сказать, к предприятиям общепита и торговли продуктами питания Роспотребнадзор проявляет наиболее большое внимание. И это вполне объяснимо – то, что мы едим, должно быть проверено и безопасно для здоровья.

Основные нарушения, выявляемые в заведениях общепита:

  • площади организации не соответствуют ассортименту, который заявлен
  • не выполняются требования работе и обслуживанию вентиляционных систем
  • поток технологического процесса нарушена (готовая продукция «пересекается» с сырой и полуфарикатами, чистая посуда с грязной)
  • работают люди, не проходившие медосмотр
  • отсутствует маркировка на разделочном инвентаре, нет необходимого оборудования и перслонала для уборки и клининга
  • несоблюдение технологии изготовления продуктов (повторная заморозка рыбы или мяса), нарушение сроков годности полуфабрикатов при хранении, режим обработки продуктов не соответствует стандартам
  • отсутствует своевременный бракераж изготовляемых пищевых изделий
  • приём и реализации просроченных продуктов, без документации (подтверждение безопасности, качества), маркировки; либо маркировка на изделиях содержит будущую дату
  • производится работа с оборудованием без гигиенических покрытий, удобных для санитарной обработки
  • лабораторный и производственный контроль за изделиями не реализуется должным образом

роспотребнадзор продукты питания проверка

Документы для общепита (кафе, ресторан, столовая, кальянная), необходимые при проверке Роспотребнадзора

Проверка магазина роспотребнадзором. Распространённые нарушения

  • санитарно-технические характеристики помещений не отвечают требованиям
  • нет измерительных приборов для контроля температурного и влажностного режимов хранения изделий в складских помещениях
  • пищевые изделия хранятся в неположенных местах, вне склада
  • неорганизованность производственного контроля, не следование программе ППК
  • отсутствие протоколов обследований
  • объём, кратность исследований не соблюдены
  • хранение и реализация изделий без маркировки, русскоязычной информации, или с маркировкой, не соответствующей нормам законодательства РФ
  • неверное оформление ценников, отсутствие на них полной информации

Документы для магазина, необходимые для проверок Роспотребнадзора

Помимо этих организаций, также существенно подвержены проверкам Роспотребнадзора частные детские сады и школы, автомойки, АЗС, независимо от организационной формы предприятия — ООО, ИП и др.

Санитарно-эпидемиологическое заключение. Необходимо, как показатель соответствия продукции всем необходимым санитарным нормам. Многие заказчики продукции предпочитают работать только с теми поставками, товары которых имеют сан-эпидемиологическое заключение. Экспертиза осуществляется по заявлению поставщика либо производителя продукции.

Акт проверки Роспотребнадзора. Алгоритм проверок роспотребнадзора подразумевает заполнение документа, в котором отражаются итоги комиссии СЭС. Один экземпляр акта остаётся у проверяющих, второй выдаётся предприятию или ИП, у которого проходила проверка. О наличии и передаче акта предприятию выдаётся расписка, делается запись в журнале контроля инспекций.

Если найдены несоответствия и нарушения, они фиксируются в протоколе, заверяемом работниками Роспотребнадзора и ответственным за нарушения представителем проверяемой компании.

Согласно регламенту, проводящим ревизию не полагается:

  • выходить при проверке обязательных к выполнению требований за пределы своей компетенции
  • проводить выездную инспекцию, в случает руководителя организации, его заместителя или уполномоченного лица (кроме ситуаций, когда необходимость проверки обусловлена прямой опасностью жизни, здоровью населения, вредом окружающей среде и различными чрезвычайными ситуациями).
  • запрашивать не относящуюся к делу информацию, какие-либо документы, а тем-более забирать такие документы
  • проводить обследования и брать пробы продукции, пробы из окружающей среды, не протоколируя свои действия, или превышать установленное количество необходимых проб
  • информация по итогам проверки является государственной тайной и охраняется законом — распространять её нельзя
  • выходить за рамки сроков при проведении проверки

Любая проверка должна проходить в строгом следовании регламенту проверок.

    площади организации не соответствуют ассортименту, который заявлен не выполняются требования работе и обслуживанию вентиляционных систем поток технологического процесса нарушена (готовая продукция «пересекается» с сырой и полуфарикатами, чистая посуда с грязной) работают люди, не проходившие медосмотр отсутствует маркировка на разделочном инвентаре, нет необходимого оборудования и перслонала для уборки и клининга несоблюдение технологии изготовления продуктов (повторная заморозка рыбы или мяса), нарушение сроков годности полуфабрикатов при хранении, режим обработки продуктов не соответствует стандартам отсутствует своевременный бракераж изготовляемых пищевых изделий приём и реализации просроченных продуктов, без документации (подтверждение безопасности, качества), маркировки; либо маркировка на изделиях содержит будущую дату производится работа с оборудованием без гигиенических покрытий, удобных для санитарной обработки лабораторный и производственный контроль за изделиями не реализуется должным образом
    санитарно-технические характеристики помещений не отвечают требованиям нет измерительных приборов для контроля температурного и влажностного режимов хранения изделий в складских помещениях пищевые изделия хранятся в неположенных местах, вне склада неорганизованность производственного контроля, не следование программе ППК отсутствие протоколов обследований объём, кратность исследований не соблюдены хранение и реализация изделий без маркировки, русскоязычной информации, или с маркировкой, не соответствующей нормам законодательства РФ неверное оформление ценников, отсутствие на них полной информации

Помимо этих организаций, также существенно подвержены проверкам Роспотребнадзора частные детские сады и школы, автомойки, АЗС, независимо от организационной формы предприятия — ООО, ИП и др.

Что нужно знать о проверках медицинских центров Росздравнадзором

  1. Запрашивать и получать информацию о предмете проверки.
  2. Изучать документы, относящиеся к данной медицинской организации.
  3. Оценивать, соблюдаются ли законодательные требования по части экспертиз.
  4. Оценивать, в полной ли мере исполняются правила внесения записей в медкнижки.
  5. Заходить на территорию медицинского центра.
  6. Снимать копии с документации.
  7. Принимать меры по ограничению деятельности и профилактике правонарушений.
Предлагаем ознакомиться  Когда вступает в силу дарственная на квартиру в 2020 году

У сотрудников Росздравнадзора, помимо прав, есть и обязанности.

В частности, они должны:

  • вовремя принимать меры, направленные на предупреждение правонарушений;
  • соблюдать законы РФ;
  • соблюдать интересы юридических лиц;
  • выполнять проверку — при наличии приказа руководителя контролирующего органа;
  • предъявлять служебные удостоверения в рамках мероприятия;
  • не чинить препятствия для пребывания руководителя медорганизации на месте проверки;
  • предоставлять всю информацию и документацию по проверке руководству медицинского центра;
  • сообщать сотрудникам медучреждения о результатах проверки;
  • обосновывать свои действия в случае обжалования решения органа контроля медучреждением;
  • ставить в специальном журнале отметку о том, что проверка состоялась.

О правах и обязанностей сотрудников Росздравнадзора сказано в нормативных актах. Их права при этом ограничены. В случае превышения должностных полномочий в рамках проверки руководство медорганизации вправе подать жалобу в органы правоохранения.

Росздравнадзор проводит проверки в следующих организациях:

  • аптеках;
  • учреждениях здравоохранения;
  • субъектах оптовой торговли лекарственными средствами;
  • иных учреждениях и ИП в области здравоохранения.

Таким образом, Росздравнадзор проверяет все организации, так или иначе относящиеся к сфере здравоохранения.

Топ-5 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  1. Выдача лицензий на ведение меддеятельности.
  2. Исполнение субъектами принятых медицинских стандартов.
  3. Оценка выполнения правил медосмотров пациентов, освидетельствований и экспертных мероприятий.
  4. Оценка безопасности условий труда сотрудников.
  5. Безопасность при использовании медоборудования.
  6. Реализация ограничений при ведении медицинской деятельности.
  7. Следование правилам локального и ведомственного контроля.

Проверки медицинских центров бывают общими, комплексными. В ходе них анализируют все направления деятельности организации.

Вот какие параметры проверяет Росздравнадзор:

  • Доступна ли информация о медуслугах. Чаще всего органы контроля в рамках проверки медицинских центров смотрят, как данное учреждение исполняет федеральный закон «О защите прав потребителей». При наличии локальной документации в медучреждении она должна находиться на видном месте. В случае оказания компанией платных услуг сведения о врачах также должны быть общедоступными. Еще медицинская организация должна располагать письменными согласиями пациентов на лечение.
  • Есть ли у организации лицензия на медицинскую деятельность и санитарно-эпидемиологическое заключение. Между сведениями в этих документах не должно быть расхождений.
  • Какое образование у медработников учреждения. Прежде всего контролирующий орган проверяет образование у главврача. В соответствии с общепринятыми нормами его стаж работы должен составлять не менее 5 лет. Кроме того, лицо должно пройти обучение по направлению «Организация здравоохранения». Медработники, имеющие среднее образование, должны обладать сертификатом специалиста. Помимо этого, Росздравнадзор проверяет, есть ли у специалиста следующая документация: должностная инструкция, правильно оформленный трудовой договор, диплом о профильном образовании, сертификат медицинского специалиста.
  • Исполняются ли принятые медицинские стандарты. Чтобы проверить их, изучают основные документы, отраженную в них информацию и правильность ведения учета.

Помимо этого, контролирующий орган может проверить:

  • располагает ли медицинский центр учредительными документами;
  • есть ли приказ о назначении главного врача;
  • соблюдаются ли санитарно-эпидемиологические нормы;
  • есть ли документы об аренде здания медицинского учреждения или о праве собственности на него;
  • есть ли договоры со сторонними организациями на техническое обслуживание или ремонт;
  • есть ли все необходимые сертификаты;
  • с должных ли условиях хранятся медикаменты;
  • соблюдаются ли правила учета медикаментов.

Росздравнадзор на свое усмотрение может проверять и иные аспекты.

Так, орган контроля может изъявить желание ознакомиться со следующей документацией:

  1. Уставом юридического лица.
  2. Приказом о назначении управляющего, трудовым договором.
  3. Действующим штатным расписанием.
  4. Медицинскими документами, касающимися пациентов (например, с договором на платное медобслуживание).
  5. Документами, подтверждающими образование медперсонала.
  6. Трудовыми договорами с работниками.
  7. Документами, которые подтверждают ведение внутреннего контроля качества.
  8. Журналом учета показаний температуры и уровня влажности.
  9. Документами, которые подтверждают факт изучения обращений пациентов.
  10. Оборотной ведомостью по ОС.
  11. Приказами о проведении мероприятий по модернизации.
  12. Перечнем государственных контрактов на ремонтные работы.
  13. Предлагающимися соглашениями к ТД.
  14. Формулярами на оборудование.

Подробная информация о проверке отражена в едином реестре проверок, где также можно узнать, на какое число назначено данное мероприятие.

Плановые проверки медицинских центров проводятся с периодичностью раз в три года на следующих основаниях:

  • Истекает срок исполнения предписания о ликвидации ранее выявленного нарушения.
  • На медучреждение поступили жалобы.
  • Руководитель проверяющего органа издал приказ в соответствии с поручением президента РФ.

Как уже было отмечено, на основании анонимных заявлений проверки медицинских центров не проводятся.

Внеплановую проверку проводят после того, как согласовывают это с прокуратурой. Проверки медицинских центров в этом случае проводятся, если:

  • существует угроза нанесения вреда;
  • выявлены нарушения законодательных требований;
  • установлены иные нарушения, требующие оперативного реагирования.

Компанию предупреждают о планируемом мероприятии за сутки. Благодаря заблаговременному предупреждению у нее появляется время подготовиться к проверке. В течение отведенного периода учреждение может устранить все недочеты в рамках внутренней проверки, собрать необходимую документацию и удостовериться в том, что располагает всеми нужными бумагами.

  1. Выдадут организации предписание с требованием устранить выявленные нарушения.
  2. Проконтролируют выполнение требования.
  3. Привлекут лиц, допустивших нарушение, к ответственности.
  4. При наличии признаков административного нарушения будет оформлен соответствующий протокол.
  5. В случае необходимости по итогам мероприятия документы передадут в прокуратуру.

Все предписания фиксируют на официальном сайте Росздравнадзора, где с ними может ознакомиться любой желающий.

Вас также может заинтересовать: Покупка медицинского центра: нюансы сделки и порядок заключения договора

Как проходят проверки медицинских центров Роспотребнадзором

Цель проверки медицинских центров — выявить нарушения. Роспотребнадзор может проводить их как в плановом порядке, так и незапланированно, если в адрес учреждения поступают жалобы.

План проверок формируют заранее и размещают его на официальном сайте органа контроля. Подобные мероприятия проводят, чтобы установить, насколько качественно учреждение оказывает услуги и соблюдает ли оно законодательные требования.

О внеплановых проверках медучреждение не предупреждают, а основанием для их проведения становится жалоба пациента (потребителя услуг). Также жалобу вправе подать органы госвласти, сотрудники органов самоуправления, у которых есть основания утверждать, что медицинский центр оказывает некачественные услуги и не соблюдает законодательные требования.

Обычно в рамках плановой проверки Роспотребнадзор изучает документы, регламентирующие деятельность данной медицинской организации, ее рабочий процесс.

Прежде всего, следует установить, есть ли у учреждения в наличии следующие документы и в каком они состоянии:

  • лицензия на оказываемые услуги (в медицинской, фармацевтической отрасли и так далее);
  • свидетельства ОГРН и ИНН, код ОКВЭД, номер расчетного счета;
  • устав юрлица;
  • документация на занимаемое помещение (свидетельство на право собственности, договор на аренду и прочие бумаги);
  • планы занимаемых помещений (включая поэтажные). Если в учреждении несколько корпусов, то необходим план на каждый из них;
  • штатное расписание на текущий год, в котором должны быть указаны совместители, вольнонаемные рабочие, вакансии и так далее;
  • приказ о назначении на должность, трудовое соглашение руководства предприятия и прочая документация.
Предлагаем ознакомиться  Как живут в колонии строгого режима, что это вообще такое и почему туда лучше не попадать

Именно на основании вышеперечисленных документов медицинский центр может оказывать услуги населению.

  1. Актуальные санитарно-эпидемиологические заключения. Если нужно, исследования будут проведены в ходе проверки с последующим составлением заключений.
  2. Паспорт вентиляционных систем (обеспечение притока и оттока воздуха), технический отчет об их функционировании, журнал дезинфекции и очистки, договор на проведение работ по очистке, соглашение на техобслуживание и прочее.
  3. Программы производственного контроля: договоры на проведение всех необходимых процедур с подрядчиком, у которого есть соответствующая лицензия, приказ о назначении ответственного лица, протоколы выполняемых исследований и прочее.
  4. Программы утилизации отходов.
  5. Заключения об итогах медосмотра работников медицинских центров, санкнижки.
  6. Инструкции по обработке медицинских изделий, соглашения на их обслуживание и стирку медицинской одежды.
  7. Список применяемого оборудования, договоры на техобслуживание.

Также представители контролирующих органов просмотрят следующие журналы (есть ли они в принципе и как ведутся):

  • контроля концентрации дезинфицирующих средств;
  • расчета расхода дезинфицирующих средств;
  • контроля качества дезинфекции и стерилизации медицинских изделий и работы стерилизаторов;
  • регистрации и контроля функционирования бактерицидной установки;
  • генеральных уборок;
  • учета инфекционных заболеваний.

Также в рамках проверки медицинского центра контролеры оценят, сколько в наличии есть средств дезинфекции, а также какие мероприятия будут проводиться в случае обнаружения ООИ. При необходимости проверят и документы на пациентов.

Итоги проверки оформляют актом, копия которого хранится в медучреждении.

Вас также может заинтересовать: Рентабельность медицинской клиники: от чего зависит и как рассчитать

Нюансы проверки медицинских центров прокуратурой

  1. Инициатива проведения проверки не оформляется в процессуальном порядке. То есть если закон № 294-ФЗ гласит, что перед любой проверкой выпускается распоряжение, о содержании которого сказано в законодательстве, то в законе о прокуратуре такой документации не предусмотрено. Сотрудники прокуратуры могут прийти в медучреждение без какого-либо предупреждения.
  2. Проводя проверку, сотрудники прокуратуры не ограничены определением «предмет проверки». На основании ст. 21 закона о прокуратуре предмет надзорной деятельности в целом — выполнение законодательных актов и соблюдение прав и свобод человека. Предмет надзора довольно обширен, и, если есть желание, можно найти любой повод для проверки того, как соблюдаются законы или права гражданина.
  3. В ФЗ ничего не сказано о планах проведения проверок органами прокуратуры. В ст. 21 закона о прокуратуре обозначено, что основанием для проверки медицинских центров могут быть сведения о фактах нарушения законодательных требований, на основании которых прокурор должен принять меры. Источники этих сведений могут быть любыми, включая СМИ.
  4. По итогам проверки акт не составляют.
  5. В законе РФ не сказано, в течение какого времени должна осуществляться проверка. Таким образом, понятие «срок проведения проверки» отсутствует.

Может сформироваться поверхностное мнение, что в отношениях с органами прокуратуры у всех остальных субъектов нет каких-либо прав. Это не так. Остановимся на правовых инструментах, которые можно использовать или, во всяком случае, учитывать во взаимодействии с прокуратурой в целях защиты прав и законных интересов медицинского учреждения.

Встает логичный вопрос: как определить границы компетенции проверяющего? К примеру, прокуратуры районов и областей обычно ведут так называемый общий надзор за тем, как исполняются законы, соблюдаются права человека. С самого начала управления генпрокуратуры в федеральных округах формировались для противостояния сепаратизму субъектов Федерации на местах. Они наделены своими собственными полномочиями, указанными в положении.

Разные транспортные прокуратуры связаны с видами транспортных средств или территориями (акваториями). Следовательно, компетенция их сотрудников ограничена задачами этих органов.

Кроме того, каждая районная и областная прокуратура располагает приказом о распределении полномочий. Если вопрос вдруг будет рассматриваться в суде, то именно на основании данного документа удастся установить, действовал ли определенный прокурор в границах своей ответственности или же превысил полномочия.

Чтобы удостовериться, что проверка медицинского центра проводится на законных основаниях, вы вправе потребовать у работников прокуратуры служебное удостоверение. На основании ст. 41.1 закона о прокуратуре данный документ удостоверяет личность сотрудника прокуратуры, включая в себя сведения о должности и классе.

Нередко в распоряжениях о проверке, поступающих в медицинские центры, предмет данного мероприятия обозначен весьма расплывчато, к примеру: «предоставить документы о медработниках, связанных с поликлиникой трудовыми отношениями».

Здесь нужно соблюдать два правила:

  • В первую очередь следует составить официальный уточняющий запрос. Он может быть примерно таким: «Для своевременного предоставления запрошенной информации в полном объеме и соблюдения врачебной, коммерческой тайны и персональных данных просим уточнить, какую именно документацию, касающуюся медицинского персонала, следует предоставить и что является предметом проводимой проверки».
  • Кроме того, на предоставление документов уйдет время. Суды отмечают, что документация должна предоставляться в «разумные сроки», в частности в течение 3–5 дней. Чтобы не усугублять ситуацию, на запрос лучше сразу же дать официальный ответ в письменном виде, обозначив, что к моменту составления запроса у вас будет возможность выдать лишь определенное количество документов. Оставшиеся бумаги вы предоставите в течение 3–5 дней, так как потребуется сделать их копии, сделать прошивку, пронумеровать, заверить, составить описи в соответствии с нормами делопроизводства.

При выявлении нарушений в рамках проверки, если вы понимаете, что, к примеру, дело об административном правонарушении будет рассматривать арбитраж, к нему нужно будет подготовиться. Рекомендуем изучить материалы проверки — запрос на их получение можно сделать в прокуратуру (например, своими глазами увидеть жалобу пациента, на основании которой проводится проверка).

Вас также может заинтересовать: Фирменный стиль медицинского центра: от понимания до внедрения

Проверки медицинских центров и ответственность за нарушения

  1. Нарушение законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (ст. 6.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
  2. Неисполнение обязанностей по информированию граждан о получении медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного предоставления гражданам медпомощи и территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 6.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
  3. Неисполнение законодательных требований в области охраны здоровья и получении информированного добровольного согласия (ст. 6.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
  4. Нарушение сроков (в том числе если есть медицинские и социальные показания, а также с учетом сроков с момента обращения женщины в медучреждение для аборта), которые установлены законом РФ в области охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (6.32 Кодекса РФ об административных нарушениях).
  5. Разглашение сведений, доступ к которым ограничен (ст. 13.14 Кодекса РФ об административных нарушениях).
  6. Неисполнение законного предписания в установленное время (это может быть постановление, представление, решение) органа должностного лица, проводящего госнадзор (контроль), муниципальный контроль (ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
  7. Ведение предпринимательства без госрегистрации или спецразрешения (лицензии) или же с нарушением лицензионных требований (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
  8. Обман потребителей (ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
  9. Нарушение других прав потребителей (ст. 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
  10. Прочие.