Содержание

Порядок и сроки размещения информации в ЕИС

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8—26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар).

Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе — обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д.

То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее — Постановление № 1084).

— информация о заключенных контрактах;

— информация об изменении контракта;

— информация об исполнении (расторжении) контракта;

— информация о расторжении контракта.

Несмотря на то что процедура заключения госконтракта достаточно длительная и ей предшествует целый ряд организационно сложных этапов, после подписания договора сторонам может потребоваться расторгнуть договор в согласительном порядке. Такая возможность закреплена за ними ч. 8 ст. 96 44-ФЗ.

В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ предусмотрено 4 основания для расторжения ранее подписанного контракта:

  1. По соглашению сторон.
  2. По инициативе поставщика.
  3. По инициативе заказчика.
  4. По решению судебного органа.

Более 90% подписанных ранее контрактов расторгается в согласительном порядке.

Хотя 44-ФЗ о контрактной системе предусматривает возможность расторжения госконтракта в двустороннем согласительном порядке, но детально данная процедура здесь никак не регламентирована. Здесь подробно описываются только действующие правила расторжения договора в одностороннем режиме по желанию заказчика или подрядчика.

Поэтому расторгнуть договор по соглашению сторон можно с опорой на нормы Гражданского кодекса. Непосредственный порядок расторжения госконтракта может быть прописан в самом тексте договора. Но указанный пункт договора не является обязательным: если он отсутствует, то это не лишает стороны права оформить соглашение о расторжении договора.

Расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию сторон с учетом положений гражданско-правового законодательства возможно в таких случаях:

  1. Поставщик не имеет возможности исполнить свои обязательства по независящим от него причинам. В гражданско-правовом законодательстве такие ситуации получили название форс-мажора. К ним относятся землетрясения, забастовки, войны и пр.
  2. У заказчика пропала потребность в закупке товаров и услуг по данному договору.
  3. Исполнение госконтракта невозможно из-за влияния внешних факторов.
  4. Заказчику не выделили соответствующие финансовые средства из бюджета, вследствие чего оплата товаров и услуг не представляется возможным.
  5. При истечении срока контракта, если заказчик не выбрал полный объем предполагаемого к поставке товара.
  6. Поставщик утратил возможность исполнить свои обязательства, а заказчик согласился отказаться от госконтракта.

Заказчик лишен права расторжения госконтракта по взаимному согласию при нарушении поставщиком существенных условий договора. Например, если поставщик неоднократно нарушил сроки поставки товара или поставил товары ненадлежащего качества. В такой ситуации заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо по судебному решению, начислить штрафные санкции в адрес поставщика и передать информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

По пояснениям Минэкономразвития, приведенным в письме от 2017 года №Д28и-130, госконтракт не допускается расторгнуть частично. В случае если товар был поставлен в неполном объеме, то заказчик должен принять его на условиях договора и оплатить по фактическому количеству.

Предлагаем ознакомиться  Условия поступления в вуз

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Одна из сторон госконтракта разрабатывает текст дополнительного соглашения к договору.
  2. Проект дополнительного соглашения направляется второй стороне для ознакомления. В случае согласия с его положениями заказчик или поставщик подписывают документ. К проекту соглашения обычно прилагают сопроводительное письмо с предложением расторгнуть контракт.
  3. Соглашение подписывает вторая сторона, и оно приобретает юридическую силу. С этого дня госконтракт считается расторгнутым.

Хранить дополнительное соглашение о расторжении договора необходимо вместе с документацией о госзакупке в течение не менее 3 лет.

Сведения о расторгнутом госконтракте в течение 3 дней подлежит внесению в реестр контрактов. В реестре отображаются сведения о дате прекращения госконтракта, основаниях для его расторжения и реквизиты данного документа. Причину признания договора недействительным в согласительном порядке сторонами заказчику прописывать в реестре не следует. Здесь достаточно указать код «01».

Такая отчетность не публикуется заказчиками, если закупка производилась в неконкурентном формате на сумму до 100 тыс. р. у единственного поставщика, либо если товары, работы и услуги приобретались на территории иностранного государства, содержат признаки гостайны.

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в той же форме, что и сам контракт. Он обязательно имеет письменную форму и заверяется подписями или печатями сторон (при их наличии). В остальном вопрос содержания соглашения о расторжении госконтракта никак не регламентируется законом о контрактной системе. Проект соглашения может разработать как представитель контрактной службы заказчика, так и подрядчика.

Исходя из положений гражданско-правового законодательства, в допсоглашении должны быть прописаны следующие сведения:

  1. Реквизиты заказчика (наименование, адрес, контактные сведения).
  2. Реквизиты поставщика (наименование, фактический и юридический адреса, ИНН и КПП, контакты).
  3. Номер и дата подписания государственного контракта.
  4. Количество поставленного и оплаченного товара, услуги или работы на момент расторжения.
  5. Стоимость неисполненных обязательств по госконтракту.
  6. Причина расторжения госконтракта (со ссылками на ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, а также ч. 1 ст. 450 ГК РФ, которые дают право расторгнуть договор через подписание письменного соглашения).
  7. Ссылка на пункт госконтракта, в котором регламентируется порядок расторжения договора в согласительном порядке (если такой имеется).
  8. Сроки для возврата перечисленного аванса или обеспечительных мер (но сроки для возврата денежных средств после расторжения договора могут быть прописаны в самом госконтракте).
  9. Отсутствие у сторон взаимных претензий.
  10. Дата, с которой документ вступает в силу (или фраза о том, что документ приобретает юридическую силу с момента его подписания).
  11. Реквизиты, подписи сторон.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44).

Последствия расторжения госконтракта по согласию сторон прописаны в ст. 453 Гражданского кодекса. Данная процедура предполагает, что стороны более не имеют претензий друг к другу, и все их обязательства по госконтракту аннулируются. При этом заказчик вправе потребовать исполнения гарантийных обязательств поставщиком в части товаров, работ и услуг, которые были ранее поставлены в рамках госконтракта и оплачены заказчиком. При этом стороны не могут потребовать возврата ранее исполненных обязательств.

Хотя иногда заказчики принимают меры, чтобы оставить обеспечение себе, так как по правилам Гражданского кодекса оно возвращается только после полного исполнения всех обязательств. Но суды в таком случае обычно встают на сторону поставщика и обязывают заказчика вернуть средства, так как вины в неисполнении условий договора у исполнителя нет. Ведь в данном случае действия заказчика подпадают под определение неосновательного обогащения по п. 1 ст. 1102 ГК.

Таким образом, расторжение договора при наличии соглашения между двумя сторонами выступает наиболее предпочтительным вариантом. Оно разрешается сторонам ст. 95 44-ФЗ. Под расторжением госконтракта по соглашению сторон понимается прерывание его исполнения до выполнения всех обязательств по контракту.

Данная процедура подразумевает, что в процессе исполнения сторонами своих обязательств условия изменились, и исполнение условий контракта стало невыгодным. Расторжение госконтракта в согласительном порядке не имеет негативных последствий для поставщика и заказчика. В случае если одна из сторон не соглашается подписывать допсоглашение, то второй придется обратиться в суд.

Расторжение контракта по невыполнению условий МО

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ситуация. Заказчик заключил контракт на разработку схем водоснабжения и водоотведения, но не выполнил свое обязательство — не предоставил подрядчику материалы в нужном объеме. Подрядчик приостановил работы, уведомил заказчика, что для работы нужны материалы, тем более что в контракте были указаны сроки. Заказчик ничего не ответил, а позднее принял решение об одностороннем расторжении контракта, предупредил участника.

Поставщик обратился в суд и выиграл, так как его вины в неисполнении обязательств не было — заказчик не выполнил свои обязательства. Суд признал правоту поставщика (Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2019 №307-ЭС-19-621).

Совет: фиксируйте любые нарушения обязательств по контракту письменными претензиями. Нарушение заказчиком регламента одностороннего отказа от исполнения контракта — основание для признания такого решения недействительным.

Обоюдный отказ сторон от исполнения ранее взятых на себя обязательств возможен в следующих ситуациях:

  1. Невозможность исполнения поставщиком своих обязательств по независящим от него причинам. Такие ситуации именуются форс-мажором. К ним относят: наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и тому подобное. Форс-мажорными считаются обстоятельства, которые нарушают работоспособность техники, транспорта, средств связи и так далее.

  2. У заказчика пропадает необходимость в закупке оговоренных товаров или услуг.
  3. Исполнение контракта не представляется возможным из-за действия сторонних факторов.
  4. До заказчика не были доведены соответствующие финансовые средства со стороны государственного бюджета, вследствие чего оплата поставленных товаров или услуг невозможна.
  5. Если срок контракта истек, но заказчик не выбрал весь заявленный объем товара.
  6. Поставщик утратил возможность своевременно выполнить свои обязанности, а заказчик согласен отказаться от контракта.

Такое правило предусмотрено статьей 451 Гражданского Кодекса. Существенными признаются только те ситуации, при наступлении которых раньше контракт вовсе не был бы заключен.

Последствия расторжения контракта по согласию обеих сторон регламентированы 453 статьей ГК России. Главным результатом такой процедуры становится отсутствие взаимных претензий друг к другу. Все обязательства аннулируются. Единственным требованием, которое может предъявить заказчик поставщику, становится исполнение гарантийных обязательств на товары или услуги, которые были ранее поставлены в рамках заключенного контракта.

При этом он основывается на правилах ГК РФ и расценивает обеспечение контракта, как компенсацию понесенных убытков в результате неисполнения поставщиком обязательств.

Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика.

Если же одна из сторон не соглашается на заключение договоренности, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд.  При этом инициатору разбирательства придется доказывать невозможность исполнения взятых на себя обязательств.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию — это о том, чтобы оно было оформлено документально.

С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого «провинившаяся» сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Причина № 4. Чем регламентируется. Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке. Пункт 6 статья 709 ГК РФ.

Предлагаем ознакомиться  Изменить условия договора в судебном порядке

Повод№1 Чем регламентируется: Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.    Пункт 2 статья 523 ГК РФ

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика — заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием.

Прекращение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий Сначала нужно разобраться, стоит ли вносить в контракт возможность его расторжения по соглашению сторон. Как правило, это не обязательно.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия № Причина Чем регламентируется 1 Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ.

Процедура расторжения контракта

Сама процедура расторжения обязательств в таком случае никак не регламентирована. Поэтому сторонам достаточно придерживаться общих рекомендаций, прописанных в Гражданском Кодексе.  Процесс будет состоять из следующих этапов:

  1. Одна из сторон разрабатывает текст соглашения. В нем должны быть прописаны реквизиты поставщика и заказчика, номер и дата заключения основного договора, а также причина принятия решения. Форма составления такого документа должна быть аналогична самому контракту.
  2. Документ, подписанный составившей его стороной, направляется оппоненту. Он изучает текст и в случае полного согласия визирует его.
  3. Заказчик вносит сведения об оформленном соглашении в реестр контрактов. В ЕИС должна появиться информация о дате прекращения действия договорных обязательств, основания для расторжения контракта, а также реквизиты оформленного документа. Подробно расписывать причину не нужно. Достаточно указать код «01».

Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами.  Дата оформления документа должна обязательно указываться в его тексте.

Расторжение контракта по 44-ФЗ — случаи и порядок

Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ 5 Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.

Если нет доказательств надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, значит нет причин для включения в РНП. Дело № А51-25356/2015

Документами, подтверждающими обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являются, например, заключения экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы, решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и другие документы, фиксирующие факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.

Расторжение контракта по невыполнению условий МО

При рассмотрении вопроса о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такие лица также вправе представлять документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении своих обязательств по контракту.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Также необходимо отметить, что при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в указанных случаях материалы дела направляются в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для осуществления проверки действий заказчика по исполнению обязательств по контракту и принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Дополнительно ФАС России направляет схему типовых ситуаций при рассмотрении обращений о включении сведений об участниках закупок в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта для использования в работе территориальными органами ФАС России.

Ситуация. В контракте был указан срок, который будет определяться как существенный при просрочке: нарушение срока поставки более чем на 30 дней. Заказчик, руководствуясь статьей 708 ГК РФ, направил уведомление об одностороннем расторжении контракта уже через 7 дней после просрочки.

Контракт был расторгнут, но поставщик обратился в суд с требованием признать такой отказ недействительным, так как он условиям контракта не соответствует.

Суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в 30 дней есть в контракте — он разумный и позволяет сторонам отрегулировать свои взаимоотношения. То, что заказчик воспользовался сроком просрочки в 7 дней, не оправдано ни условиями контракта, ни обстоятельствами в деловой практике. Суд признал односторонний отказ от контракта недействительным.

Совет: выдерживайте сроки для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, указанные в контракте. Верховный Суд РФ указал, что «стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта» (п. 15 Обзора практики применения законодательства о контрактной системе, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017).

Какими документами регламентируется ведение реестра контрактов

Заключение контракта и его исполнение — одни из самых важных этапов любой закупки, как для заказчика, так и для поставщика/подрядчика/исполнителя. Для того чтобы избежать недоразумений, связанных с этими вопросами, и обеспечить «прозрачность» этапов, законом предусмотрена необходимость ведения реестра контрактов.

Реестр контрактов — это база данных, в который содержатся сведения о всех контрактах, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом №44. Исключения составляют контакты с единственным поставщиком, заключенные в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона №44 а также контракты, сведения о которых составляют государственную тайну.

С реестром контрактов может ознакомиться любой желающий совершенно бесплатно. Он находится в открытом доступе на портале в разделе «Информация о контрактах и договорах».

Сведения и документы, которые должны содержаться в реестре, определяются пунктом 2 статьи 103 Федерального закона №44. Информация о каждом из контрактов должна содержать следующий пункты:

  • данные о заказчике (наименование и организационно-правовая форма);

  • данные об источнике финансирования;

  • данные о том, каким способом осуществлялась закупка (например, электронный аукцион, конкурс, запрос котировок и так далее)

  • данные о документе, на основании которого был заключен контракт (например, протокол подведения итогов электронного аукциона), в том числе его дату;

  • дату заключения контракта;

  • данные о поставщике/подрядчике/исполнителе, в том числе наименование, юридический и фактический адрес, ИНН;

  • данные об изменении или расторжении контракта, если эти процедуры проводились заказчиком и поставщиком/подрядчиком/исполнителем;

  • данные об исполнении контракта.

Также прикладывается сам контракт, заверенный электронно-цифровой подписью, и документы, подтверждающие факт исполнения контрактов (например, товарную накладную или акт выполненных работ/оказанных услуг). Вся эта информация — обязательна для публикации. Если один из пунктов пропущен, то опубликовать сведения не получится.

Вопросы, связанные с реестром контрактов, регламентируются статьей 103 Федерального закона №44, а также Постановлением Правительства Российской Федерации №1084 от 28 ноября 2013 года в действующей редакции (в него неоднократно вносились изменения), которое можно найти на портале госзакупок в разделе «Документы» ( для того в строке поиска достаточно ввести номер и дату). Одно из приложений к этому постановлению — Правила ведения реестра контрактов (в том числе и составляющих государственную тайну).

Расторжение контракта по невыполнению условий МО

— информация о заключенных контрактах;

— информация об изменении контракта;

— информация об исполнении (расторжении) контракта;

— информация о расторжении контракта.

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) на основании пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет в связи с поступающими запросами территориальным органам ФАС России для использования в работе разъяснение по вопросу рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — Реестр) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Расторжение контракта по невыполнению условий МО

В соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Предлагаем ознакомиться  Как составить ответ на претензию и в какие сроки

Нарушение № 1: заказчик не предоставил поставщику возможность выполнить контракт

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор.

Причина № 2. Чем регламентируется. Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ

Повод №7 Чем регламентируется: Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Должен быть зафиксирован два или более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ 3 Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов) Пункт 1 статья 719 ГК РФ 4 Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам.

Расторжение контракта по невыполнению условий МО

Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.

Пункт 6 статья 709 ГК РФ Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков № Причина Чем регламентируется 1 Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами. Пункт 2 статья 523 ГК РФ 2 Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку. Пункт 2 статья 480 ГК РФ 3 Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.

Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44 7 Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Поставщик должен помнить, что заказчик не имеет права заносить его имя в РНП и применять санкции, если контракт был расторгнут по взаимному письменному соглашению сторон.

Как для заказчика, так и для поставщика, прекращение действия договора по согласию сторон является наиболее выгодным вариантом, так как при одностороннем отказе от контракта придется доказывать неправомерные действия второй стороны.

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.

  1. Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы)Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатить фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).

  1. Обязательства Сторон по контракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.
  1. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.
  1. Реквизиты и подписи Сторон:

ЗАКАЗЧИК         ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)

__________________ Ф. И. О.

М. П.    

Если поставщик не намеревался уклоняться от исполнения контракта, или его вины в неисполнении нет, он не попадет в РНП. Дело № А37-2801/2016

Представление банковской гарантии, формально содержащей все необходимые сведения, но имеющей ошибки в формулировках ее условий, не свидетельствует о намерении поставщика уклониться и не является основанием для включения в РНП. Дело № А51-8613/2017

Нельзя проводить повторную проверку одних обстоятельств. Недопустимо принятие двух решений или пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Дело № А04-3105/2016

Ситуация. Подрядчик нарушил срок исполнения контракта. Заказчик расторг контракт в одностороннем порядке и передал сведения о поставщике в ФАС для внесения информации в Реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик доказал, что его нарушение вызвано неисполнением обязательств заказчиком: заказчик не предоставил возможности подключиться к источникам электропитания, поэтому нарушены сроки.

Поставщик неоднократно обращался к заказчику с просьбой обеспечить условия и фиксировал свои обращения в документах. У него были все письменные доказательства. ФАС не нашла правовых оснований, чтобы включить сведения о поставщике в РНП.

Ситуация. Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке, так как поставщик не выполнял обязательства и не выходил на связь, не отвечал на почту и на телефон.

Онлайн-курсы по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка. Для поставщиков и заказчиков. Обучение в Контур.Школе

Расписание курсов

Заказчик направил уведомление по почте, разместил в ЕИС, выдержал сроки и опубликовал решение о расторжении. Поставщик обратился в суд. 

Суд признал контракт расторгнутым, проверив всю процедуру, которую провел заказчик на этапе одностороннего расторжения. Суд убедился, что процедура одностороннего расторжения контракта выполнена правильно: сроки и мероприятия проведены в точном соответствии закону о контрактной системе (Решение АС Московской области от 04.06.2019 по делу № А41-36736/19).

Ситуация. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от контракта. Но у него не было доказательств, что он надлежащим образом уведомил поставщика об этом. Антимонопольный орган не вправе включать сведения о таком поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта по невыполнению условий МО

Совет: заказчик должен уведомить своего поставщика соответствующим образом (ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Зафиксировать обращения к поставщику, в ЕИС разместить решение об одностороннем отказе, правильно определить сроки в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Иначе ФАС посчитает, что заказчик нарушил нормы законодательства о контрактной системе и будет не вправе включать сведения о таком поставщике в РНП.

Заказчики и поставщики, обратите внимание на условия контракта!

«Проанализируйте регламент одностороннего отказа от исполнения контракта (установлен в ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Необходимо понимать, что отсутствие связи с поставщиком при направлении решения об одностороннем отказе не лишает заказчика возможности расторгнуть такой контракт.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. При условии, если это предусмотрено контрактом.

Обратите также внимание: односторонний отказ от исполнения контакта — основание для включения сведений о поставщике-нарушителе в РНП».

Ситуация. Заказчик заключил контракт на поставку спецодежды. К контракту было приложение №1 «Описание объекта закупки», где указан размерный ряд костюмов и количество каждого размера. Заказчик внес изменения: размерный ряд дополнил размерами, которых изначально в документации не было, а часть размеров исключил.

Совет. «Внимательно анализируйте проект контракта на предмет соответствия объявленным заказчиком и предложенным участником условиям. Контракт заключается на условиях объявленной процедуры закупки, конкретизированных в заявке, окончательном предложении участника. Изменение контракта на этапе его исполнения возможно по ограниченному перечню оснований, предусмотренных ст.