Профстандарт водителя

Подобный документ стал появляться на российских предприятиях относительно недавно. Понятие было введено всего 5 лет назад, после чего многие работодатели стали использовать для более качественного регулирования трудовых отношений с подчиненными профессиональный стандарт.

Он может быть установлен для различных профессий, в том числе и для водителей различных категорий, в зависимости от того, какие должности предусмотрены в компании.

Сам термин профстандарта означает список квалификационных требований, которые касаются опыта работы, образования, а иногда и физического состояния.

Правила прописываются отдельно по каждой профессии. При этом следует учитывать, что они должны соответствовать федеральным законам. Профессиональный стандарт является необходимостью, так как для многих предприятий те нормы, которые использовались ранее, не подходят и нуждаются в тщательной корректировке.

Создавая правила профстандарта можно учесть все нюансы и специфику будущей работы. Это особенно важно для профессий, которые связаны с определенным риском.

При использовании новых профессиональных стандартов можно защитить область конкретной деятельности от работников с низкой квалификацией либо неподходящими данными. Для автомобильной сферы это играет очень важную роль.

Профессиональный стандарт (профстандарт) водителя легкового автомобиля (2020 год) || Профстандарт водитель легкового автомобиля утвержденный

Первое время подобное понятие использовали в качестве ориентировки, которая считалась рекомендованной для руководителей определенных компаний. Но с 1 июля 2016 года профстандарт стал обязательным условием для приема на работу, особенно по некоторым профессиям.

Легковой автомобиль

Для водителей таких ТС существуют определенные требования к профессиональным обязанностям. Они должны иметь соответствующие навыки, которые позволят качественно и безопасно выполнять поставленные задачи.

Перечень требований может быть достаточно большим, в зависимости от того, на каком предприятии будет работать водитель.

Но основным профстандартом в таком случае будет:

  1. умение управлять транспортным средством;
  2. иметь соответствующее удостоверение;
  3. знать правила дорожного движения;
  4. при необходимости знать карту дорог населенного пункта;
  5. в некоторых организациях требуется опыт работы в подобной должности.

По профессиональному стандарту водитель легкового автомобиля должен уметь управлять машиной в любой ситуации, в том числе на скользкой дороге, а также в темное время суток. На многих предприятиях от водителя требуется умение пользоваться картами, атласами и обязательно навигатором.

В задачу специалиста может входить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства, а также различного сопутствующего оборудования.

Что касается ремонтных работ, то они могут быть различными. От некоторых автомобилистов требуется лишь визуальный осмотр машины перед поездкой и устранение мелких недочетов, а другим приходится полностью брать на себя все обязанности по ремонту автомобиля.

При этом в профессиональные обязанности водителя должно входить знание правил и техники безопасности при выполнении подобных работ.

В перечень требований по профстандарту для водителей легковых машин входит и заправка транспортного средства. Сюда стоит отнести и топливо, и технические жидкости. Во время проведения подобной работы автомобилист должен соблюдать правила пожарной, экологической безопасности и знать, как правильно вести себя на заправке.

Законодательное регулирование

Профессиональный стандарт (профстандарт) водителя легкового автомобиля (2020 год) || Профстандарт водитель легкового автомобиля утвержденный

Одним из главных законов, который регулирует данный вопрос – 31 глава Трудового законодательства. Она вступила в силу 1 июля 2016 года. С этого момента для ряда профессий, в том числе и водителей, стали обязательными определенные квалификационные требования.

Предлагаем ознакомиться  Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно

Чаще всего требования российского законодательства распространяются на государственные учреждения. Но и многие коммерческие организации по закону должны их учитывать.

В 2016 году было утверждено более 800 профстандартов для различных профессий. Они относятся к 30 видам деятельности, в числе которых находится и транспорт. Профессия водителя легкового и грузового автомобиля попадает под действие системы профессионального стандарта.

При этом, в разработке документа могут принимать участие работодатели, представители организации и т.д.

Юридическую силу профстандарт начинает иметь только в том случае, если он совпадает с теми документами, которые были утверждены Министерством Труда.

Область применения

Для водителей легковых транспортных средств существуют одни профессиональные стандарты, а для тех, кто управляет грузовиком, несколько иные.

Документ о профессиональном стандарте для водителей легковых машин действует на тех предприятиях, где имеется такая должность и автомобили применяются в хозяйственной деятельности. Если компания использует грузовые транспортные средства либо автобусы, для водителей этих категорий будут установлены другие профстандарты.

Образец документа

Согласно российскому законодательству, составлять список требований по профессиональному стандарту для той или иной профессии работодатель либо организация могут самостоятельно.

Но для того, чтобы профстандарт имел законную силу, необходимо соблюдать его соответствие макету, разработанному и утвержденному Министерством Труда РФ. Согласно этому документу, все требования для профессии должны записываться по особой схеме. Она включает в себя несколько частей, в том числе функциональную карту и характеристику функций конкретной должности.

1 раздел

В разделе с общими сведениями указывается официальное название должности и краткое описание работ, которые проводятся в ее рамках. Здесь в обязательном порядке указывается код профессии по ОКЗ либо ОКВЭД.

2 раздел

Получил название «функциональная карта». Сюда вносится важная информация относительного того, что должен делать сотрудник на своем рабочем месте при выполнении профессиональных обязанностей.

Здесь специалисты рекомендуют указывать все действия, которые нужно либо запрещено выполнять. Это позволит более качественно согласовывать рабочие вопросы с подчиненными.

Что касается непосредственно водителей транспортных средств, то для них существует несколько важных требований. Главными будут качественное и безопасное управление автомобилем либо автобусом, умение выполнять техническое обслуживание транспорта, хотя бы на том уровне, чтобы передвижение на нем не было опасным.

Предлагаем ознакомиться  Требования к дневным ходовым огням.

Часто сложные работы выполняют представители других профессий, к примеру, автомеханики, но первоначальную диагностику и исправление мелких неполадок, будет обязанностью водителя, который соответствует профессиональному стандарту.

В разделе «функциональная карта» должна присутствовать информация о необходимом уровне квалификации для сотрудника на той или иной должности. Для автомобилистов на легковых транспортных средствах это будет удостоверение категории В, для тех, кто водит грузовые авто – С, а для водителей автобуса Д.

При этом, чаще всего для выполнения некоторых работ, к примеру, перевозки большого количества пассажиров, а в особенности детей, профессиональные требования заключаются еще и в наличии опыта работы.

Все требования и указание квалификационного уровня должны быть в обязательном порядке зафиксированы кодовыми обозначениями. Они предусмотрены для каждого случая.

3 раздел

Многие требования, которые входят в понятие профстандарт, имеют схожее значение либо характеристики. Такие обязанности могут быть включены в группы. Для этого предусмотрен раздел с характеристиками обобщенных функций.

В этой важной части документа о профессиональном стандарте должны быть указаны группы работ, которые выполняются человеком в определенной должности. Каждый из таких подразделов включает в себя несколько кодировок для отдельных действий.

К примеру, если речь идет именно о водительском профстандарте, то тут может быть указана группа работ по техническому обслуживанию. В расшифровке будет говориться о том, что водитель должен уметь подготавливать транспортное средство к перевозке пассажиров либо грузов, исправлять мелкие технические неисправности, заправлять машину топливом и т.д.

4 раздел

В самом последнем разделе говорится о том, какая организация разрабатывала конкретный профессиональный стандарт. Здесь необходимо перечислить всех лиц, которые принимали участие в подготовке данного проекта.

Работодатель должен учитывать, что стандарт разрабатывается и утверждается Министерством Труда. Однако, в зависимости от специфики компании, профстандарт для некоторых должностей может быть откорректирован. Но эти поправки не должны перечить государственному стандарту.

В том случае, когда компания не в состоянии сама разработать профессиональный стандарт для какой-либо должности, к этой работе могут быть привлечены специалисты из других организаций. Это могут быть государственные и негосударственные разработчики, которые имеют большой опыт и специализируются непосредственно в данной области.

При разработке профессионального стандарта уровень организации большой роли не играет. Одинаково ценятся представители Гостехнадзора и сотрудники небольшой частной коммерческой фирмы. Главное, чтобы в конечном итоге профессиональный стандарт по определенной должности был составлен качественно и без нарушений Госстандарта.

Соблюдение и ответственность

Для некоторых типов предприятий и конкретных должностей считается обязательным условием использование документа о профессиональном стандарте. Если компания обнаружит, что она относится именно к таким организациям, необходимо в обязательном порядке провести ряд важнейший мероприятий.

  1. В первую очередь необходимо разработать профстандарт для каждой из должностей. Для этого могут быть привлечены профессионалы, но часто компании обходятся своими силами.
  2. Далее следует проверить штат сотрудников на соответствие их знаний, опыта и навыков установленному профессиональному стандарту. Для этого руководитель с представителями отдела кадров и начальниками подразделений должны проверить должностные инструкции и штатное расписание. Если будут найдены нарушения либо несоответствия, они должны быть обязательно исправлены. Создаются нормативные акты, на основании которых сотрудники должны улучшить свои профессиональные качества. Это могут быть курсы повышения квалификации и иные подобные мероприятия.
Предлагаем ознакомиться  Как навсегда выписать бывшего мужа не собственника из квартиры

Соответствующие записи должны вноситься в трудовой договор, личную карточку сотрудника и другие кадровые документы, которые касаются конкретного работника.

Проверка сотрудников на уровень квалификации и соответствие профессиональному стандарту должна проводиться так часто, как это предусматривает документ о профстандарте. То есть, периодически работникам придется доказывать свое мастерство.

Случается и так, что работники не соответствуют некоторыми требованиям профессионального стандарта, но при этом прекрасно справляются со своими обязанностями и четко выполняют должностную инструкцию.

К примеру, водитель может качественно и аккуратно перевозить вверенные ему грузы, правильно оформлять документы и в целом не иметь претензий со стороны руководства. Однако у него может быть недостаточно опыта работы по трудовой книжке. В такой ситуации повысить квалификацию невозможно, но это не должно быть поводом для увольнения.

Работник, у которого недостаточно опыта, однако, есть желание работать, может пройти аттестацию в специальном аттестационном центре. Если же результаты этой проверки покажут недостаточный уровень квалификации сотрудника, это может послужить поводом для увольнения.

Проблемы с соответствием по профстандарту встречаются часто. Поэтому организациям разрешено оправлять сотрудников на курсы повышения квалификации. Они могут быть проведены и за счет работников, и за счет предприятия.

Сотрудники госучреждений должны соответствовать требованиям

Руководители компаний должны внимательно следить за тем, какие должности у них предусмотрены. Еще до середины лета 2016 года наличие профстандарта считалось лишь рекомендацией, но сейчас за невыполнение требований по некоторым профессиям предусмотрено наказание.

Поэтому в организации должны присутствовать нормативные документы, которые разработаны непосредственно для конкретной компании, но с учетом государственных стандартов, утвержденных Минтрудом.

На данный момент за несоблюдение профстандарта предусмотрена только административная ответственность. Но штрафы достаточно серьезные и могут достигать 50000 рублей, поэтому к данному вопросу следует относиться предельно внимательно.

Работа водителя предусматривает большую ответственность. Именно поэтому водительский профстандарт считается обязательным, ведь благодаря этой системе качество перевозки пассажиров и грузов становится лучше.

Задачей работодателя является обеспечение предприятия сотрудниками, которые полностью соответствуют профессиональным стандартам, утвержденным российским законодательством.