Какие преимущества имеет ЭЛН?

Работник учреждения не сможет потерять ЭЛН, ему не надо будет беспокоиться о том, что он может испортить (помять, порвать и т. п.) листок нетрудоспособности, а в случаях утери информации о номере своего ЭЛН можно зайти в свой личный кабинет и посмотреть необходимую информацию.

Электронный листок нетрудоспособности полностью исключает представление работниками поддельных листков нетрудоспособности (ФСС проверяет подлинность ЭЛН, и работодатель, запрашивая его у фонда для оплаты, может не сомневаться в достоверности сведений).

У работодателей нет необходимости обеспечивать сохранность – вся информация с момента открытия ЭЛН хранится в системе ФСС и может запрашиваться страхователем неоднократно, а при проведении фондом проверок страхователей представлять ЭЛН сотрудникам ФСС не потребуется.

Кого касается

Оформить электронный больничный (далее — ЭЛН) можно в любом регионе. Это устанавливает Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ. 

Кроме того, все больше регионов присоединяются к проекту ФСС «Прямые выплаты». С 1 июля 2019 года участниками пилота стали Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области. В «Прямых выплатах» используются и бумажные, и электронные больничные.

О том, как назначаются и выплачиваются пособия в «пилотных» регионах, мы подробно писали в статье  «Фонд будет выплачивать пособия напрямую». 

Как осуществляется выдача ЭЛН?

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 утверждены Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа (далее – Правила № 1567).

Как следует из данного документа, информационное взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования ЭЛН осуществляется в федеральной информационной системе «Соцстрах», оператором которой является ФСС (п. 3 Правил № 1567).

1) страхователями (работодателями) с использованием:

  • информационных систем, применяемых страхователями для автоматизации своей деятельности;

  • программного обеспечения, предоставляемого оператором на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия страхователя, а также с использованием личного кабинета, размещаемого на официальном сайте ФСС в Интернете;

Предлагаем ознакомиться  Как участвовать в тендерах с нуля

Электронный больничный на практике

2) медицинскими организациями с использованием:

  • медицинских информационных систем медицинских организаций, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (данная норма вступает в силу 1 января 2019 года);

  • программного обеспечения, предоставляемого оператором на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия медицинской организации и сервисов единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, в случае принятия работодателем решения об использовании ЭЛН он должен:

  • подключиться к информационной системе «Соцстрах»;

  • получить усиленную квалифицированную подпись юридического лица;

  • установить специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации;

  • установить программное обеспечение для работы с ЭЛН.

Есть номер ЭЛН. Что дальше?

Чтобы получить информацию из базы ФСС, бухгалтеру нужно ввести номер ЭЛН и СНИЛС работника в личном кабинете страхователя в ЕИИС «Соцстрах», затем заполнить свою часть в электронном больничном и направить ее в базу ФСС. 

В появившемся окне укажите номер ЭЛН, СНИЛС сотрудника и регистрационные данные организации, за которую отчитываетесь.

Электронный больничный на практике

Еще не пользуетесь Экстерном? Попробуйте! 3 месяца бесплатно после регистрации.

Зарегистрироваться

Подробную инструкцию о том, как бухгалтеру подключиться к электронному обмену больничными, оформлять и учитывать пособие по новым правилам, читайте в статье «Электронный больничный: инструкция для бухгалтера».

Как происходит формирование ЭЛН?

1) сведения о медицинской организации и застрахованном лице, включая СНИЛС, временной нетрудоспособности, беременности и родах, иные сведения, необходимые для формирования листка нетрудоспособности. Их заполняет медицинская организация. В соответствующих случаях она же делает отметки о нарушении режима лечения, о членах семьи, за которыми осуществляется уход, о направлении застрахованного лица на медико-социальную экспертизу;

2) сведения, касающиеся проведения медико-социальной экспертизы застрахованного лица. Заполняются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

3) сведения, необходимые для исчисления пособия, с указанием данных о страхователе и застрахованном лице. Заполняются страхователями (работодателями).

Страхователи (работодатели) представляют информацию, касающуюся исчисления пособий, с учетом сроков, установленных для назначения и выплаты страхового обеспечения в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как ОБ начать работу с электронными больничными?

Уполномоченный представитель организации тоже может отправлять документы в ФСС (Приказ ФСС РФ №613 от 26.12.2014). Чтобы работать с электронными больничными листками, зафиксируйте право действовать от имени страхователя. 

  1. Оформите доверенность от страхователя с обязательным указанием о праве отправлять электронный листок нетрудоспособности.
  2. Зарегистрируйтесь на сайте ФСС.
  3. В личном кабинете на вкладке «Уполномоченный» укажите организацию, с которой будете работать.
  4. На этой же вкладке прикрепите скан доверенности в формате PDF и открытый ключ электронной подписи уполномоченного представителя.
  5. Передайте бумажный оригинал доверенности в региональное отделение фонда по месту регистрации страхователя.
  6. После успешной проверки документов в строке доверенности появится статус «Утвержден». Теперь вы можете отправлять документы за доверителя, используя свою электронную подпись.
Предлагаем ознакомиться  Как оформить ДТП без вызова ГИБДД: порядок действий

Если вы уже отправляете в ФСС реестры сведений доверителя для выплаты пособий, обратитесь в региональное отделение фонда. Задайте вопрос, можно ли использовать уже зарегистрированную доверенность для подписания ЭЛН. 

Есть два варианта развития событий: сотрудников фонда может устроить загруженная ранее доверенность, либо они попросят загрузить доверенность с пометкой о праве отправлять ЭЛН.

Насколько надежна система безопасности «Соцстрах»?

Информационная система «Соцстрах» обеспечивает все необходимые условия защиты информации и сохранения ее конфиденциальности в соответствии с требованиями законодательства в сфере информационных технологий. При этом сведения о диагнозе пациента медицинской организации, сформировавшей ему электронный листок нетрудоспособности, работодателю не предоставляются.

Сторонние лица доступа к электронному листку нетрудоспособности не имеют. Идентификация и аутентификация пользователей информационной системы «Соцстрах» для получения сведений в личных кабинетах осуществляются посредством федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Можно ли запрашивать ЭЛН с портала ФСС с сертификатом без ОГРН?

ФСС допускает работу с ЭЛН с нулевым ОГРН в сертификате. Это может быть, например, нотариус или иностранное представительство. Чтобы настроить работу с таким сертификатом:

  1. Зарегистрируйте организацию с нулевым ОГРН в сертификате на сайте ФСС. 
  2. На вкладке «Уполномоченный» укажите эту организацию с нулевым ОГРН: таким образом организация становится уполномоченным представителем себя самой.
  3. Загрузите сертификат с нулевым ОГРН.
  4. Обратитесь в региональное отделение фонда и уточните, какой документ нужно заполнить и подгрузить на портал, чтобы начать работать с ЭЛН как уполномоченный представитель за самих себя.

Должен ли работодатель информировать работников о ЭЛН?

В соответствии с разъяснениями, приведенными в Информации ФСС, после закрытия медицинской организацией листка нетрудоспособности в форме электронного документа гражданин сообщает своему работодателю номер ЭЛН, который запрашивает в информационной системе «Соцстрах». Работодатель по номеру ЭЛН и СНИЛС работника заполняет сведения о работнике, работодателе, сведения о стаже и заработке и направляет их в информационную систему «Соцстрах» с квалифицированными электронными подписями главного бухгалтера, руководителя и самого работодателя – юридического лица.

Как отмечают специалисты ФСС, с ЭЛН нет необходимости ехать по месту работы и сдавать его в бухгалтерию или кадры – работник может сообщить работодателю номер ЭЛН любым удобным для него способом, например посредством предоставления талона с номером ЭЛН, телефонной связи или через Интернет.

Предлагаем ознакомиться  Возмещение недостачи виновным лицом

При этом талон с номером ЭЛН, выдаваемый медицинской организацией застрахованному лицу, не является основанием для назначения страховых выплат и предназначен для информирования гражданина о сформированном ЭЛН.

При запросе ЭЛН появляется ошибка. Что делать?

При запросе ЭЛН вы можете получить протокол с указанием ошибок. Обычно они связаны с тем, что ОГРН и РНС в запросе не принадлежат одной организации. Для исправления ошибки найдите подходящий по ОГРН и РНС сертификат. Если ОГРН и РНС верные, обратитесь в региональное отделение ФСС. 

Электронный больничный на практике

У вас бухгалтерская фирма? Ведите клиентов в сервисе Контур.Бухгалтерия.

Зарегистрироваться

Необходимо ли распечатывать и хранить ЭЛН?

Согласно Информации ФСС ЭЛН является документом, имеющим юридическую силу, и в соответствии с Законом № 86-ФЗ формируется и хранится в информационной системе «Соцстрах».

Таким образом, работодателю нет необходимости распечатывать и хранить у себя копию электронного листка нетрудоспособности.

* * *

В заключение укажем, что в настоящее время основными российскими разработчиками бухгалтерского программного обеспечения, такими как компании «1С», «Тензор» (СБИС), «СКБ «Контур» и корпорация «Парус», обеспечено взаимодействие работодателей с ФСС по формированию ЭЛН непосредственно из программных продуктов, что значительно облегчает трудозатраты работодателей, использующих данное программное обеспечение.

В то же время чиновники ФСС отмечают, что в случае технической неготовности работодателя к формированию ЭЛН медицинская организация вправе заменить сформированный ЭЛН на листок нетрудоспособности, оформленный на бумаге. При этом посредством используемого программного обеспечения медицинской организацией в электронном листке нетрудоспособности указывается на прекращение действия ЭЛН (Письмо от 11.08.2017 № 02-09-11/22-05-13462).