Методика проведения

Обеспечение
безопасности на производстве требует
знаний принципов, методов и средств
обеспечения его безопасности.

Принцип
— это идея,
мысль, основное положение. Метод – это
путь, способ достижения цели, исходящий
из знания наиболее общих закономерностей.

https://www.youtube.com/watch?v=yAHmXgN9F6Y

Принципы и методы
обеспечения безопасности относятся к
частным, специальным в отличие от общих
методов, присущих диалектике и логике.
Методы и принципы определенным образом
взаимосвязаны.

Средства
обеспечения безопасности
в широком смысле – это конструктивное,
организационное, материальное воплощение,
конкретная реализация принципов и
методов.

Принципы,
методы и средства обеспечения безопасности
— это логические этапы обеспечения
безопасности. Выбор их зависит от
конкретных условий деятельности, уровня
опасности, стоимости и других критериев.

Их классифицируют
по условиям реализации на четыре группы:
ориентирующие, технические, организационные,
управленческие.

Ориентирующие
принципы представляют собой основополагающие
идеи и служащие методологической и
информационной базой. К ним относятся:
активность оператора, гуманизация
деятельности, деструкция, замена
оператора, классификация, ликвидация
опасности, системность, снижение
опасности.

К организационным
относятся принципы, с помощью которых
реализуются положения научной организации
труда. Это следующие принципы: защита
временем, информация, резервирование,
несовместимость, подбор кадров,
последовательность, эргономичность,
нормирование.

Управленческими
называются принципы, определяющие
взаимосвязь и отношения между отдельными
стадиями и этапами обеспечения
6езопасности. К ним относятся: адекватность,
контроль, обратная связь, ответственность,
плановость, стимулирование, управление,
эффективность.

Рассмотрим
детальнее некоторые принципы. Для этого
дадим определение каждого рассматриваемого
принципа и приведем пример его реализации.

Принцип
нормирования
заключается в установлении таких
параметров, соблюдение которых
обеспечивает защиту человека от
соответствующей опасности. Например,
ПДК, ПДУ, нормы переноски и подъема
тяжести, продолжительность трудовой
деятельности и другое.

Принцип
слабого звена
состоит в том, что в рассматриваемую
систему (объект) в целях обеспечения
безопасности вводится элемент, который
устроен так, что воспринимает или
реагирует на изменение соответствующего
параметра, предотвращая опасные явления.
Примеры реализации данного принципа:
предохранительные клапаны, разрывные
мембраны, защитное заземление,
молниеотводы, предохранители и др.

Виды контроля по охране труда (за состоянием охраны труда) || Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда сущность понятие методы

Принцип
информации
заключается в передаче и усвоении
персоналом сведений, выполнение которых
обеспечивает соответствующий уровень
безопасности. Пример реализации:
обучение, инструктажи, цвета и знаки
безопасности, предупредительные надписи,
маркировка оборудования и др.

Принцип
гуманизации труда
— освобождение человека от выполнения
механических, стереотипных, тяжелых и
опасных видов труда для выполнения
творческих действий.

Принцип
классификации
(категорирования) состоит в делении
объектов на классы и категории по
признакам, связанным с опасностями.
Примеры: санитарно-защитные зоны (5
классов), категории производств
(помещений) по взрывопожарной опасности
(А, Б, В, Г, Д) и другие.

Принцип
резервирования
предусматривает дублирование работы
операторов, применяемое для надежности
и быстродействия выполнения той или
иной работы. Смысл такого взаимодействия
заключается в одновременном выполнении
несколькими операторами одной и той же
работы и сравнении результатов их
работы.

Метод
– способ достижения цели. В рассматриваемом
случае целью является обеспечение
безопасности. Методы обеспечения
безопасности основаны на применении
приведенных ранее принципов.

Методами (способами)
осуществляется конструктивное и
техническое воплощение принципов в
реальной действительности. Зная методы
обеспечения безопасности, можно
согласовывать взаимодействие
характеристики определенного человека
с окружающей средой, то есть достичь
определенного уровня безопасности.

Прежде чем раскрыть
суть методов, дадим следующие определения:

  • пространство
    (рабочая зона), где находится человек
    в процессе рассматриваемой деятельности,
    гомосфера.

  • пространство,
    в котором постоянно существуют или
    периодически возникают опасности, —
    ноксосфера.

А — метод, состоящий
в пространственном и (или) временном
разделении гомосферы и ноксосферы; этот
метод реализуется средствам дистанционного
управления, автоматизации, роботизации,
организации… Б — метод, состоящий в
нормализации ноксосферы путем исключения
опасности; это совокупность мероприятий,
защищающих человека от шума, газа, пыли,
опасности травмирования и других средств
коллектив ной защиты.

В — метод, включающий
гамму средств и приемов, направленных
на адаптацию человека к соответствующей
среде и повышение его защищенности.
Данный метод реализует возможности
профотбора, обучения, инструктажа,
применения индивидуальных средств
защиты.

В реальных условиях
реализуется комбинация названных
методов. Способы защиты человека от
неблагоприятных факторов рабочей среды
могут быть активными и пассивными.
Способы активной защиты связаны с
выявлением причин и источника
неблагоприятного фактора и воздействием
на него. При не возможности активной
защиты применяется пассивная.

В этом
случае источник неблагоприятных факторов
остается, но осуществляются мероприятия,
направленные на исключение или доведение
влияния этих факторов на человека до
допустимых. При пассивной защите
изолируют источник от среды, где находится
человек, или устраняют неблагоприятный
фактор из зоны, откуда он может
воздействовать на человека.

Пассивная
защита может быть общей (коллективной)
или индивидуальной. В первом случае
происходит защита всего пространства,
где находится человек (например,
вентиляция воздуха в помещении). Во
втором случае используют средства
индивидуальной защиты — специализированную
одежду, обувь и другие.

Предлагаем ознакомиться  Пожертвование и дарение 2020 - 3 важных различия этих сделок

1-я ступень

За надзор отвечает руководящее лицо (начальник цеха, мастер, бригадир и т. д. ). Он проходит только на том участке предприятия, за который оно отвечает. Контроль над работой оборудования, санитарными нормами, соблюдением охраны труда проводится регулярно перед началом выполнения работ. Любые нарушения должны регистрироваться в письменной форме в журнале по трудовой безопасности.

2-я ступень

Проверку проводит вышестоящее лицо – начальник филиала. Программа проверки не имеет существенных отличий, однако руководителя может интересовать выполнение графиков чтения инструктажей, ремонтов, осмотров определенного участка и т. д. Также начальник, который часто сопровождается членом комиссии по ОТ, может проверить факт освидетельствования оборудования и средств защиты.

3-я ступень

Проходит под руководством руководителя компании, при этом осуществляется масштабная оценка каждого цеха и филиала предприятия. Управляющего интересует, были ли устранены недочеты, выявленные в рамках первых двух ступенях проверки. Кроме того, проводится мониторинг медосмотров, плановых мероприятий по улучшению ОТ в организациях.

Результаты проверки закрепляются приказом в двух экземплярах, после чего его анализируют на заседании комиссии. Комплексное обследование директором обычно проходится не чаще раза в год.

Правила проведения оценки

  1. Инспектор должен иметь официальное удостоверение, где содержится информация о его полномочиях.
  2. Руководителя филиала в письменной форме предупреждают о проверке, если речь не идет о регулярном надзоре.
  3. Для участников экспертной группы нужно подготовить пропуски, так как в противном случае они могут быть не допущены к участию в процессе.
  4. Члены комиссии должны придерживаться принципов конфиденциальности и возвращать переданные для проверки бумаги в первоначальном виде. Инструктор имеет право запрашивать любые документы, которыми он может оперировать.
  5. Обычно выделяют два этапы оценки – работа с документацией проверяемого подразделения и проверка технической составляющей филиала.
  6. В ходе проверки инспектором должны быть даны рекомендации по устранению недочетов.

То, насколько эффективно проводится контроль, зависит от уровня его организации и выбранных методов надзора. В особенности это касается участков производства, где проводятся работы повышенного риска. Органы, занимающиеся охраной труда, могут запросить акты, где описаны трудовые отношения. В число документов, подлежащих проверке, может входить и трудовой договор, где обозначены существенные условия труда.

Частота контроля

Действующий ГОСТ Р 12.0.006-2002 включает перечень видов контроля по охране труда, которые позволяют определить, насколько тщательно соблюдаются правила ОТ, а также разработать план улучшения охраны труда в организации на основе актуального анализа. В компании могут применяться следующие типы надзора:

  • текущий (подразумевает исполнение запланированных мероприятий по ОТ);
  • постоянный (непрерывный контроль над условиями производственного процесса);
  • многоуровневый;
  • реагирующий;
  • внутренний;
  • внешний (после его проведения филиал или цех получает сертификат соответствия).

В зависимости от того, насколько часто на предприятии проводится контроль, различают следующие виды надзора:

  • постоянный;
  • оперативный;
  • выборочный.

Постоянный тип применятся во время регулярной оценки состояния ОТ во время производства (контроль используется ежедневно). Целью этого надзора является проверка работоспособности оборудования и исправности защитных устройств в организациях, где проводятся работы повышенной опасности. На рабочем месте должны быть огнетушители и специальная одежда для аварийных случаях (особенно это касается тех ситуаций, когда проходит активная работа с огнеопасными веществами).

Оперативный контроль подразумевает периодическую оценку условий работы на предприятии, которая проводится управляющим филиала вместе с участниками профсоюзов. Цель – проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований, рабочих инструментов и аппаратуры.

Выборочный контроль осуществляется в определенный день раз в месяц. Для его проведения собирается экспертная группа, куда входят инженер по охране труда и руководитель структурного подразделения. Проходят проверка соблюдения нормативно-правовых актов и контроль над обеспечением условий выполнения трудовых функций. Также может проверяться факт проведения регулярного или внеочередного инструктажа по ТБ.

Принадлежность инспекторов

Исходя из принадлежности тех, кто занимается оценкой охраны труда на предприятии, выделяют классификацию видов контроля, который может быть государственным, внутриведомственным и общественным.

Государственный

Данный вид надзора осуществляется сотрудниками профильных государственных органов. Может производиться контроль как федерального, так и местного масштаба. Государственный контроль за охраной труда регламентируется нормами российского законодательства (статья №360 ТК РФ).

Предлагаем ознакомиться  Требования к опекунам ребнка

Внутриведомственный

Внутриведомственный контроль охраны труда осуществляется руководствующими институтами. Так, могут проверять условия труда в ведомстве более низкого ранга. Проверяющий и проверяемый должны быть частью определенный структуры (акционерное объединение, концерн и т. д.). Функционирование служб охраны труда также проходит в рамках внутриведомственного контроля.

Общественный

Подобный надзор присущ всем либеральным государствам, где ценится свобода слова. Общественный контроль должен осуществляться непосредственно гражданами, а в качестве инициатора проверки может выступать любое лицо. В большинстве случаев таким правом пользуются фонды, социальные группы, представители медиа, члены профсоюзов.

Также различают технический и социальный контроль за состоянием охраны труда. Контроль за состоянием охраны труда первого типа относят к инструментам труда, а цель второго – проверка деятельности самих сотрудников (в частности, соблюдают ли они правила ОТ). Также социальная оценка касается и самого начальника, который обязуется обеспечить подходящие условия труда на предприятии.

8.1. Требования техники безопасности и санитарно-гигиенических норм устройства зданий и помещений школ Требования к размещению общеобразовательных учреждений

Безопасность
образовательного учреждения – это
условия сохранения жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников и работников,
а также материальных ценностей
образовательного учреждения от возможных
несчастных случаев, пожаров, аварий и
других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность
образовательного учреждения включает
все виды безопасности, содержащиеся в
Законе «О техническом регулирование»
и, в первую очередь: пожарную безопасность,
электрическую безопасность,
взрывобезопасность, а так же безопасность,
связанную с техническим состоянием
среды обитания, природными факторами,
антитеррористическую защищенность, в
области обеспечения безопасности
дорожного движения, экологическую,
радиационную безопасность.

Главная задача,
решаемая в области безопасности
реализация государственной политики
и требований законодательных и нормативных
правовых актов в области обеспечения
безопасности образовательных учреждений,
направленных на защиту здоровья и
сохранение жизни обучающихся и работников
во время их трудовой и учебной деятельности.

Здания
общеобразовательных учреждений
размещаются на внутриквартальных
территориях микрорайона, удаленных от
межквартальных проездов с регулярным
движением транспорта на расстояние
100–170 м.

Расположение
общеобразовательных учреждений на
внутриквартальных проездах с периодическим
(нерегулярным) движением автотранспорта
допустимо только при условии увеличения
минимального разрыва от границы участка
школы до проезда с 15 до 25 м.

Расстояния от
школьного здания до различных видов
зданий (жилых, производственных и др.)
должны приниматься в соответствии с
гигиеническими требованиями, предъявляемыми
к планировке и застройке городских и
сельских поселений.

В
сельской местности размещение
общеобразовательных учреждений должно
предусматривать для учащихся I
ступени радиус доступности не более 2
км пешком и не более 15 мин (в одну сторону)
при транспортном обслуживании. Для
учащихся II
и III
ступеней радиус пешеходной доступности
не должен превышать 4 км, а при транспортном
обслуживании — не более 30 мин. Предельный
радиус обслуживания учащихся II—III
ступеней не должен превышать 15 км.

Транспортному
обслуживанию подлежат учащиеся,
проживающие на расстоянии от школы
более 3 км. Подвоз сельских школьников
осуществляется специальным школьным
транспортом.

Предельный
пешеходный подход учащихся к месту
сбора на остановке должен быть не более
500м.

Для учащихся,
проживающих на расстоянии свыше предельно
допустимого транспортного обслуживания,
а также при транспортной недоступности
в период неблагоприятных погодных
условий предусматривается пришкольный
интернат из расчета 10% мест от общей
вместимости учреждения.

Для общеобразовательного
учреждения предусматривается
самостоятельный земельный участок.
Площадь земельных участков зависит от
вместимости учреждения и принимается
в соответствии с гигиеническими
требованиями к планировке и застройке
городских и сельских повелений. Территория
участка ограждается забором высотой
1,5 м и вдоль него –зелеными насаждениями.

Виды контроля по охране труда (за состоянием охраны труда) || Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда сущность понятие методы

На земельном
участке выделяются следующие зоны:
учебно-опытная, физкультурно-спортивная,
отдыха, хозяйственная. Учебно-опытная
зона составляет не более 25% площади
участка. Физкультурно-спортивная зона
размещается на расстоянии не менее 25 м
от здания учреждения, за полосой зеленых
насаждений.

Не следует располагать ее
со стороны окон учебных помещений.
Оборудование спортивной зоны должно
обеспечивать выполнение учебных программ
по физическому воспитанию, а также
проведение секционных спортивных
занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки имеют твердое
покрытие, футбольное поле — травяной
покров.

Занятия на сырых площадках,
имеющих неровности и выбоины, не
проводятся. Зона отдыха размещается
вблизи сада, зеленых насаждений, в
отдалении от спортивной и хозяйственной
зон. Она включает площадки для подвижных
игр и тихого отдыха. Площадки для
подвижных игр и отдыха располагаются
вблизи выходов из здания (для максимального
использования их во время перемен) и
разделены для учащихся каждой ступени
школьного обучения.

При отсутствии
теплофикации и централизованного
водоснабжения на территории хозяйственной
зоны предусматривается котельная и
насосная с водонапорным баком.

Предлагаем ознакомиться  Обращение в ГИБДД через интернет: как составить письмо

Мусоросборники
обеспечиваются плотно закрывающимися
крышками. Их следует устанавливать на
бетонированной площадке на расстоянии
не менее 25 м от окон и входа в столовую
(буфет).

5.1. Понятие охраны труда. Основные положения Российского законодательства об охране труда

Понятие охраны
труда содержится в ст. 1 Федерального
закона «Об основах охраны труда в
Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. №
181-ФЗ (СЗ РФ — 1999. — № 29. — Ст. 3702) и
сформули­ровано следующим образом:
«Охрана труда (далее ОТ) — система
сохранения жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые,
социально-экономические,
организационно-технические,
санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные
и иные — мероприятия».

Под иными
мероприятиями следует понимать
мероприятия, направленные на выполнение
требований пожарной безопасности,
промышленной безопасности и т.п. в ходе
трудовой деятельности работников.

Необходимо
отметить, что ОТ нельзя отождествлять
с техникой безопасности, производственной
санитарией, гигиеной труда, ибо
они являются
элементами ОТ, ее составными частями.

Законодательство
об ОТ устанавливает правовые основы
регулирования отношений в области ОТ
между работниками, работодателями,
государственными органами, органами
местного самоуправления, общественными
организациями, обеспечивает реализацию
государственной политики в области ОТ
и направлено на создание условий труда,
соответствующих требованиям сохранения
жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности.

Приоритетное
значение международных трудовых норм
регламентируется ст. 15 Конституции РФ,
в соответствии с которой Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. В международном
аспекте понодательство о труде и об ОТ
основывается на Всеобщей декларации
прав человека, принятой на третьей
сессии Генеральной ассамблеи ООН 10
декабря 1948 г., Европейской социальной
хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г.,
Конвенциях Международной организации
труда (МОТ).

Законодательство
Российской Федерации о труде и об ОТ
основывается на Конституции Российской
Федерации и состоит из Федеральных
законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.

В перечень основных
законодательных актов Российской
Федерации входят:

  1. Конституция
    Российской Федерации от 12 декабря 1993
    г.;

  2. Трудовой кодекс
    Российской Федерации (далее — ТК РФ) от
    30 декабря 2001г. №197-Ф3.

  3. Федеральный закон
    от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны
    труда в Российской Федерации».

  4. Федеральный закон
    от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном
    социальном страховании от несчастных
    случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний».

  5. Федеральный закон
    от 12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ «О страховых
    тарифах на обязательное социальное
    страхование от несчастных случаев на
    производстве и профессиональных
    заболеваний на 2001 год».

  6. Федеральный закон
    от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной
    безопасности опасных производственных
    объектов».

  7. Федеральный закон
    от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании
    отдельных видов деятельности».

  8. Федеральный закон
    от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О
    санитарно-эпидемиологическом благополучии
    населения». Статьи 25-27, 34, 55.

  9. Федеральный закон
    от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной
    безопасности».

  10. Федеральный закон
    Российской Федерации от 11 марта 1992 г.
    №2490-1 «О коллективных договорах и
    соглашениях» (в редакции Федерального
    закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ «О
    внесении изменений и дополнений в Закон
    РФ «О коллективных договорах и
    соглашениях» и Федерального закона от
    1 мая 1999 г. № 93-ФЗ «О внесении изменения
    в статью 20-1 закона РФ «О коллективных
    договорах и соглашениях»).

  11. Федеральный закон
    от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
    регулировании».

  12. Гражданский кодекс
    Российской Федерации от 26 января 1996 г.
    № 14-ФЗ. Глава 59.

  13. Кодекс РФ об
    административных правонарушениях. В
    редакции Федерального закона от
    30.12.2001 г. № 196-ФЗ. Статьи 5.27; 5.28; 5-29; 33.

  14. Уголовный Кодекс
    Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №
    63-ФЗ. Статья 143.

В субъектах
Российской Федерации законодательство
о труде и об ОТ составляют Конституции
или Уставы субъектов Российской
Федерации, законы об ОТ, о социальном
партнерстве, об организации местного
самоуправления, об объединениях
работодателей и др.