Методика определения эффективности проекта установления границ населенного пункта

В Российской Федерации действует законодательно определенный порядок в сфере проведения работ по территориальному землеустройству.

Правовые основы установления границ населенных пунктов закреплены в Федеральном законе «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Объектами землеустройства могут быть – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий (ст. 1 ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ).

Первый способ касается городских округов или поселений.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, при этом учитываются два аспекта:

  • расположение территории;
  • возможные виды использования земельных участков.

Проект черты населенного пункта разрабатывается на базе градостроительной документации:

  1. Генеральный план городского поселения, сельского поселения или городского округа.
  2. Генеральный план отдельного населенного пункта, входящего в состав городского, сельского поселения или городского округа.
  3. Схема территориального планирования муниципального района, в состав территории которого входит населенный пункт.
  4. Иные градостроительные документы, утвержденные в установленном порядке.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в установлении границ населенного пункта, направляют в адрес органов местного самоуправления мотивированно обращение о рассмотрении вопроса по существу. Вопрос об установлении границ населенного пункта решается администрацией городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого находится населенный пункт.

Установление границ населенного пункта

Рассмотрение предложения производится в срок 14 календарных дней со дня поступления обращения. По итогам главой администрации может быть принято решение:

  • разработать проект черты населенного пункта;
  • изменить черту населенного пункта;
  • отказать в изменении или установлении границ населенного пункта.

Отказ должен быть мотивированным. Отказ главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа может быть обжалован в судебном порядке.

Проект установления границ населенного пункта может быть основан на решении главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа об изменении черты населенного пункта. Об этом издается специальный правовой акт, который служит основанием для разработки проекта черты населенного пункта или об изменении черты населенного пункта.

Независимо о того, как было инициировано установление или изменение границ населенного пункта в проекте обязательно указывается следующее:

  • источники финансирования;
  • заказчик;
  • сроки подготовки проекта черты населенного пункта;
  • структурное подразделение администрации, ответственное за подготовку проекта.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о картографической и геодезической основе кадастра.

Координаты объекта землеустройства устанавливаются определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Методы определения координат характерных точек границ объектов землеустройства:

  • геодезический метод;
  • метод спутниковых геодезических измерений;
  • фотограмметрический метод;
  • картометрический метод,
  • аналитический метод.

Выбор конкретного метода осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат, состояния геодезической сети, плотности пунктов в предполагаемом районе работ, открытости местности и плотности ее застройки. Точность должна быть обеспечена не ниже нормативной, указанной в «Инструкции по межеванию земель» и в «Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства». Если используется картометрический метод, то нужно учесть и точность применяемых картографических материалов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в течение 6 месяцев направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территорий, правил землепользования и застройки.

Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, которая должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении ГКН, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

Предлагаем ознакомиться  Какие продукты можно заключнным

Требования к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении ГКН, установлены приказом Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 №503 «Об установлении требований к формату документов, предоставляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости».

1. для внесения сведений об установлении или изменении границ населенных пунктов:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в акте уполномоченного органа об установлении или изменении границ населенных пунктов, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ решения представительного органа местного самоуправления поселения (городского округа) (представительного органа местного самоуправления муниципального района) об утверждении генерального плана поселения (городского округа) (схемы территориального планирования) в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления);
  • выписка (в виде электронного образа документа) из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, – выписка из схемы территориального планирования), содержащего в материалах по обоснованию генерального плана перечень земельных участков (с указанием кадастровых номеров в соответствии со сведениями ГКН о таких земельных участках), которые включаются в границы населенного пункта, входящего в состав поселения, городского округа, или исключаются из его границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенная ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления;

2. для внесения сведений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

3. для внесения сведений об утверждении правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя).

Согласно ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Состав земель населенных пунктов, зонирование территорий. Понятие и общая характеристика

В Земельном кодексе России отдельно выделено понятие состава земель городских и сельских поселений, а также отдельно выделенных округов. Согласно данному нормативно-правовому акту под этими землями подразумеваются земельные участки, которые относятся к определенным территориальным зонам.

Помимо этого, в жилой территориальной зоне допускается строительство, пристройки или возведение объектов социального строительства, а также объектов, имеющих коммунально-бытовое назначение. Жилая зона может быть застроена не только жилыми домами, но и прочими строениями, обеспечивающими нормальную жизнедеятельность проживающих в населенном пункте граждан: школ, детских садов, поликлиник, гаражей, стоянок для транспорта.

  • Общественно-деловые зоны, в которые, в свою очередь, входят зоны делового, коммерческого, а также общественного назначения.
Предлагаем ознакомиться  Порядок смены учредителя и участника в ООО

Кроме того, в такой территориальной зоне располагаются любые объекты недвижимости, обеспечивающие возможность осуществлять коммерческую и предпринимательскую деятельность. Как правило, в пределах такой зоны располагаются торговые центры, учреждения здравоохранения, объекты культуры, заведения общественного питания, образовательные учреждения, любые другие объекты, которые позволяют обеспечить нормальную жизнедеятельность проживающих в населенном пункте граждан.

Основные зоны в таком районе предназначены для размещения разнообразных объектов производственного назначения, вне зависимости от того, в какой степени они воздействуют на окружающую среду.

  • Зоны сельскохозяйственного использования.

Большую часть таких земель составляют сельскохозяйственные угодья, а также зоны, на которых располагаются объекты, предназначенные для ведения хозяйства.

  • Земли рекреационного назначения, в которые входят различные территории с лесными насаждениями, парки, скверы.

Как правило, такие зоны предназначены для отдыха и занятий спортом.

  • Зоны особо охраняемых территорий, в которые входят участки, которые имеют особое значение.
  • Зоны специального назначения.

В состав данных зон входят крематории, кладбища и могильники.

Территориальные зоны имеют свои особенности. Среди них следующие:

  • Границы зон должны быть в обязательном порядке установлены на карте градостроительного зонирования;
  • На карте должны быть отдельно отображены границы зон с особыми условиями пользования данными территориями.
  • Земли с располагающимися на них объектами культурного наследия, которые получили такой статус в соответствии постановлениями Правительства РФ, могут не совпадать с установленными границами выделенных территориальных зон.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов должно подтверждаться соответствующими нормативно-правовыми актами.

В первую очередь, проведение любого вида зонирования должно осуществляться с генеральной подготовки всех необходимых документов. Зонирование территории должно осуществляться с подготовки соответствующим органом генерального положения о необходимости проведения данного мероприятия.

Положение должно основываться на правилах землепользования, градостроительных регламентах. Именно в этих документах, полученных в ходе генеральной подготовки, четко определяются ограничения на проведение зонирования участка в виде невозможности установления границ на определенный объект недвижимости.

Методика определения эффективности проекта установления границ населенного пункта

Технико-экономическое обоснование проектов проводится с целью принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической, социальной целесообразности инвестиций. Результаты обоснования инвестиций являются основой для разработки основания экспертизы проекта.

Технико-экономические показатели для оценки проектов планировки и застройки

Показатели

Характеристика

Абсолютные

Абсолютные показатели выражают количество тех или иных конкретных величин (га, м2, км, численность населения и т.п.). Они характеризуют только данный проект.

Относительные

Относительные показатели получают путем сопоставления абсолютных показателей (например, процентное отношение площади улиц к общей площади населенного пункта, площадь под зелеными насаждениями общего пользования, приходящаяся на одного жителя, и т.п.). С помощью этих показателей можно сравнивать между собой варианты одного и того же проекта, а также проекты разных населенных мест.

Фактические

Фактическая эффективность определяется с целью проверки и сравнения осуществленных затрат с реально полученной отдачей, результатами, а также с ранее сделанными расчетами оценки эффективности.

Расчетные

Расчетная эффективность определяется при составлении и обосновании схем и проектов землеустройства, а также осуществлении отдельных землеустроительных действий.

Прежде чем перейти к расчету затрат необходимых при включении земель в границы населенного пункта необходимо определить потребную площадь земли для развития поселка, выявить потребность в количестве жилья и соответственно площадей, необходимых для строительства.

В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока.

Расчет перспективной численности может быть выполнен с использованием двух методов расчета: метода трудового баланса и демографического прогноза.

Что представляет собой градостроительная документация: правила землепользования, застройки, регламент

Границы территориальных зон должны быть подготовлены и установлены на основании нормативно-правовых актов, среди которых документы территориального планирования муниципальных образований, которые требуют утверждения. Кроме того, при их установлении требуется обращать внимание на правила застройки и землепользования, которые предусматривают установление в отношении определенных зон специальных градостроительных регламентов.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ утвержденные правила землепользования и застройки представляют собой документ проведения градостроительного зонирования. Данный документ в обязательном порядке должен быть утвержден нормативно-правовыми актами, которые могут быть приняты:

  • органами местного самоуправления;
  • органами власти городов, имеющих федеральное значение.
Предлагаем ознакомиться  Расторжение брака с иностранным гражданином

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В данных правилах, а также в генеральных планах, должны быть утверждены территориальные зоны, градостроительные регламенты, а также четко определен порядок применения данного документа. В правилах отдельно должен быть определен порядок внесения изменений в данный акт.

Данные правила утверждаются для создания благоприятных условий, без которых невозможно осуществить нормальное устойчивое развитие территории, не нарушив при этом экосистему окружающей среды и сохранив объекты, имеющие культурное значение.

Правила землепользования определяют порядок их применения и внесения каких-либо изменений в данный документ. Они имеют в своем составе:

  • карту проведения градостроительного зонирования;
  • градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте, в свою очередь, должен быть указан допустимый вид использования того или иного участка земли, расположенного в границах городских поселений.

Порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

Постановка на государственный кадастровый учет границ населенного пункта производится в рамках трех этапов:

  1. Подготовка карт (плана) объекта землеустройства
  2. Описание объекта землеустройства местоположения границ объекта землеустройства
  3. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)
  • электронный документ, воспроизводящий соответствующие сведения в формате XML;
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя).

Порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

Элементы карты (плана) объекта землеустройства:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Основания для проведения землеустроительных работ и исходные данные.
  4. Сведения об объекте землеустройства.
  5. Сведения о местоположении границ объекта землеустройства.
  6. Графическая часть – «План границ объекта землеустройства».
  7. Приложение.

Листы формата А4. Нумерация листов сквозная. Общее количество листов указывается на титульном листе.

Карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе.

Оформление карты (плана) объекта землеустройства карандашом не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Требования к оформлению карты (плана) объекта землеустройства приведены в Постановлении Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 (ред. от 17.05.2016) «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».

Описание объекта землеустройства местоположения границ объекта землеустройства

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования:

  1. Границы каждого земельного участка должны принадлежать только к одной территориальной зоне.
  2. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков.
  3. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
  4. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства используются:

  • для административных границ – материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее;
  • для иных объектов землеустройства – материалы и данные картографических работ масштаба 1:50000 и крупнее.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Полученные материалы комплектуются в землеустроительное дело:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Пояснительная записка
  4. Документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов).
  5. Карта (план) объекта землеустройства.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.