Суть и особенности

Существуют три типа организации производства:

  • концентрация и централизация;
  • диверсификация.

Концентрацией называется сосредоточение производства или капитала в одном месте, доминирование на рынке одной или некоторых фирм. Централизацией является увеличение производственных масштабов путём повышения производительности. Диверсификация — переход от односторонней производственной структуры к многопрофильной деятельности предприятия, и расширение номенклатуры изготавливаемого товара.

Диверсификация бизнеса означает грамотное распределение средств и других ресурсов для расширения линейки выпускаемой продукции. Подобная процедура корректирует деятельность фирмы, а выбранные стратегии позволяют освоить новые направления бизнеса. Диверсифицированной компанией считается предприятие, у которого больше трети от общего объёма продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью.

Диверсификация производства обеспечивает:

  1. Выживаемость компании в рыночных условиях.
  2. Эффективное использование ресурсной базы.
  3. Насыщение рынка нужными товарами и услугами, повышение спроса на продукцию.
  4. Проведение антимонопольной политики.

Диверсификация бизнеса компании

Диверсификация производства фирмы – это повышение параметров эффективной работы предприятия. При осуществлении этого процесса, производятся следующие действия:

  • перераспределяется внимание на новые направления производства;
  • увеличивается ассортимент выпускаемой продукции;
  • осуществляется переход на другие рынки сбыта;
  • увеличивается степень присутствия на рынке;
  • внедряются новые технологии, инновационные производственные методики;
  • повышается прибыль;
  • предупреждается банкротство.
Диверсифицированный холдинг - что это такое?
Диверсифицированный холдинг — что это такое?

По статистике, самой распространённой формой организации при диверсификации считается холдинг. Холдинговой (компанией держателем) называется компания, владеющая контрольным пакетом акций других предприятий, с помощью чего она контролирует и управляет их деятельностью. Диверсифицированный (смешанный) холдинг — объединение несвязанных между собой бизнесов. Типичным примером подобных организаций являются банки, скупающие акции разных компаний.

Основные задачи диверсификации

Что это такое? Простыми словами, под диверсификацией понимают распределение ресурсов организации по нескольким направлениям развития. Этот шаг позволяет внести определённое разнообразие в деятельность фирмы. Например, выбрать новые направления развития, расширить ассортимент, вложить имеющиеся ресурсы в новые направления. Подобные шаги позволяют застраховать свои вложения и свести риски к минимуму.

Цели

Цели диверсификации производства зависят от финансовых и производственных возможностей предприятия. К целям относятся:

  • обеспечение успешной работы организации;
  • усиление конкурентоспособности, расширение активности компании за рамки основного производства;
  • получение максимальной прибыли, повышение доходности;
  • повышение устойчивости компании;
  • экономическая стабильность и финансовая независимость.

Стратегия и тактика диверсификации

Стратегия позволяет компании точно определить наиболее перспективные направления развития экономики, понять положение организации в долгосрочном периоде. В современной экономической науке хорошо проработаны следующие стратегические направления процесса распределения:

  • горизонтальное;
  • вертикальное (интеграция).

Первое направление предполагает разработку новых видов продукции, которые востребованы в данный момент на рынке. Это можно реализовать, изучив сложившийся уровень продаж при использовании существующей технологии. Примером такого направления может служить расширения ассортимента продаваемых конфет на кондитерском предприятии.

Второе направление определяет поступательное движение фирмы вдоль производственной цепочки. Компания либо возвращается к предыдущему производственному циклу, либо начинает двигаться вверх, совершенствуя производственный цикл. Отличием этого направления является то, что компания исключает зависимость своей конечной цели от решения третьих лиц.

Предлагаем ознакомиться  Куда и как жаловаться на учителя в школе

Наглядным примером реализации этого направления служит решение производственной компании отказаться от посреднических услуг торговых сетей и организовать собственную реализацию, выпускаемой продукции. Ещё одним способом реализации вертикальной диверсификации может служить приобретение компанией производителя исходного сырья.

Причины

Предпосылками диверсификации производства, которые стимулируют расширение деятельности, являются:

  1. Нестабильное развитие экономических отраслей.
  2. Уменьшение прибыли в традиционном производстве.
  3. Развитие научного и технического прогресса.

Готовых формул для определения готовности предприятия к диверсификации не существует. Однако, считается, что этот процесс можно применять, когда:

  • мало возможностей для развития действующего бизнеса;
  • открываются новые возможности для того, чтобы повысить потребительскую ценность выпускаемых товаров или упрочить положение среди конкурентов;
  • ресурсы и возможности переносятся в другие отрасли;
  • внедрение в смежные отрасли сокращает производственные издержки;
  • предприятие имеет финансовые и организационные ресурсы для диверсификации.
Мотивы Перечисление
Технико-технологические • Потребность эффективного и полного использования производственных мощностей, стабилизация потенциала производства;
• Альтернативное применение материалов, сырья, технологий;
• Недостаточное использование имеющихся ресурсов.
Экономические • Рост капитала в традиционных производственных отраслях и расширение областей применения капитала;
• Освоение новых рынков сбыта;
• Экономия на объёмах производства;
• Дефицит экономических ресурсов.
Финансовые • Применение рынков сбыта для большого объёма промышленного производства;
• Стабильность капитала.
Социальные • Сохранение штата сотрудников;
• Создание новых рабочих мест;
• Прогрессивная политика менеджеров по высоким стандартам управления.
Стратегические • Адаптация на конъюнктурном рынке;
• Препятствия конъюнктурным колебаниям;
• Страхование будущих производств;
• Антимонопольное законодательство;
• Слияние и поглощение;
• Государственный заказ.

Все эти мотивации могут существовать раздельно, так и сочетаться между собой. Это зависит от ситуации на каждом предприятии. Поэтому, выбирая способ диверсификации необходимо учитывать конкретные обстоятельства. Целесообразность проведения данного процесса вызывается необходимостью увеличения эффективности работы организации на долгосрочную перспективу. Это достигается:

  1. Изготовлением наиболее рентабельных видов продукции, освоением новых видов товаров.
  2. Внедрением в прибыльные отрасли экономики.
  3. Минимизацией рисков отсутствия прибыли.

Другие формы диверсификации

В экономической науке различают также:

  • концентрическая;
  • конгломеративная;
  • международная.

Товарное разнообразие способствует улучшению экономического положения компании.

Концентрическую называют стратегией связанной диверсификации.

Она позволяет расширить содержание инвестиционного портфеля. Подобное расширение происходит за счёт более эффективного использования существующих технологических процессов.

Для производящих компаний это – производство новых видов продукции, которые стимулируют продажу основной продукции. Для организаций, работающих в сфере услуг, это – предоставление дополнительных преференций или методов обслуживания, способствующих росту продаж основного направления. Направление часто используется в малом и среднем бизнесе. Основными преимуществами концентрической диверсификации можно считать:

  • снижение конкуренции в своём сегменте деятельности;
  • повышение эффективности своих ресурсов;
  • приобретение нового опыта деятельности.

Конгломеративную диверсификацию иногда экономисты и менеджеры называют «несвязанной». Она предполагает разработку одного или нескольких направлений развития, которые не связаны с основным видом деятельности. В реальных условиях это вложение накопленной прибыли в наиболее перспективные на данный момент отрасли.

Предлагаем ознакомиться  Бизнес тренинги развод лохов

Обычно конгломеративную диверсификацию применяют компании, твёрдо стоящие на ногах, когда им становится недостаточно одного направления. Грамотные менеджеры стараются реализовывать разные направления, но близкие по идеологии.

Например, компания, успешно работающая на обувном рынке, может приступить к производству и реализации какой-нибудь линии одежды. Это возможно, потому что одежда и обувь имеют сходное направление реализации. К основным преимуществам несвязанной стратегии можно отнести:

  • поиск новых, более прибыльных направлений (которые в дальнейшем могут стать основными);
  • возможность снизить фактор сезонности реализации продукции.

Существенным недостатком подобной деятельности является необходимость постоянно иметь запас инвестиций в выбранное направление, другими словами диверсификация портфеля.

Международная диверсификация бывает двух видов: связанной или несвязанной. Это наивысший уровень этого процесса, и к ней прибегают, когда в пределах национальной экономики все виды уже освоены и не приносят больших преимуществ. Она позволяет избавиться от возможных рисков в своей стране, приносит риски на международном уровне.

Классификация

Вид Особенности
Связанная Это новая сфера деятельности предприятия в привычной области бизнеса (производства, маркетинга, материального снабжения или технологий). Считается, что этот вариант более предпочтителен, так как компания работает в знакомых условиях при минимальных рисках. Связанная диверсификация подразделяется на два типа:
• Вертикальную, когда новая продукция производится с помощью имеющихся технологий и используется самой компанией. Например, металлургическое предприятие начинает изготавливать окатыш для собственных целей, а излишки продаёт на внешнем рынке;
• Горизонтальную, когда новые товары выпускаются при помощи имеющихся ресурсов, но нужна она для реализации на внешнем рынке. Например, предприятие изготавливает гитары, затем осваивает изготовление осветительных приборов, которые выпускаются под тем же или под другим брендом.
Несвязанная Переход предприятия в другую сферу деятельности с новыми технологиями и потребностями рынка. При этом имеется направленность на увеличение дохода и снижение рисков. При выборе такой стратегии компании становятся многоотраслевыми комплексами-конгломератами, составные части которых функционально не связаны.
Комбинированная Этот вариант является наиболее распространённым. При комбинировании воедино сливаются несколько компаний, противоположных по сфере деятельности для дальнейшего существования и общего развития. Запускается этот процесс следующими способами:
1. Портфель наполняется активами, взаимодействующими с разными направлениями деятельности предприятия (связанного и несвязанного вида).
2. Ресурсы и административные рычаги разделяются между направлениями деятельности, развивающимися по принципам связанной диверсификации.

Всегда следует учитывать тот фактор, что диверсификация трудоёмкая и сложная процедура, приносящая не только дивиденды, но и в некоторых случаях, убытки и проблемы. Диверсифицированное производство может привести компанию и к большим прибылям, и к разрушению.

Поэтому, прежде чем начать этот процесс, необходимо грамотно проанализировать деятельность предприятия и сравнить всевозможные варианты развития. Выбрать наиболее подходящий вариант, детально разобрать его и просчитать возможный результат. Основного эффекта от диверсификации можно добиться, добавляя в инвестиционный портфель компании разные активы. Уменьшение стоимости какого-либо актива компенсируется повышением цены на другой.

Предлагаем ознакомиться  Переработка молока как бизнес

Виды стратегий и значение диверсификации

Для реализации стратегии применяются следующие тактические приёмы: наступления, обороны и партизанских действий.

Тактика наступления предполагает активные действия по захвату новых направлений деятельности. Тактика обороны предусматривает отражение атак конкурентов на свой бизнес. Партизанская деятельность заключается в продвижении своей продукции и охвате новых сегментов рынка без лишней шумихи и активной рекламы.

Диверсификация бизнеса компании

Стратегия диверсификации сохранит работоспособность компании в неблагоприятных условиях, которые сложились на рынке.

Каждый из приведенных видов имеет свои особенности. Но все их можно разделить на три направления: диверсификация предприятия, торговли и сферы услуг, финансовой деятельности. Для каждого из видов и конкретных условий наиболее приемлемой оказывается одна стратегия и тактика диверсификации. В производственной и финансовой деятельности особый интерес вызывает возможность диверсификации инвестиционного портфеля.

Выбор стратегии

Производственную эффективность можно повысить выбором правильной стратегии диверсификации. Этапы стратегического планирования:

  • анализ действующего производства. Определяются успехи и недостатки в деятельности предприятия и объём свободных ресурсов. В соответствии с этим выбирается направление развития;
  • поиск направления развития производства. Осуществляется по результатам макроэкономического исследования. Определяются сферы деятельности, наиболее выгодные для предприятия, берутся в расчёт все преимущества и недостатки разных стратегических направлений;
  • оценка нового направления развития. Определяется конкурентоспособность направления, оцениваются предполагаемые тенденции, анализируются существующие конкуренты.
Критерий Описание
Привлекательность отрасли Выбранная отрасль должна обладать достаточной привлекательностью, то есть обеспечивать прибыль на вложенные средства
Затраты на внедрение в отрасль Затраты на вхождение в новые отрасли не должны быть выше ожидаемой прибыли от работы в них. Чем больше привлекательность отрасли, тем выше будут входные барьеры
Дополнительные преимущества Освоение новых направлений производственной деятельности повышает эффективность действующих и новых подразделений предприятия

Методы

При диверсификации производства применяются следующие методы:

  1. Адаптация. Используются уже существующие ресурсы, действующие технологические линии адаптируются под расширение продуктовой линейки.
  2. Расширение. Для увеличения производственных мощностей докупается оборудование, и повышается качество организации производства.
  3. Поглощение. Крупная организация приобретает маленькое предприятие. Это наиболее распространённый метод, способствующий быстрому внедрению на новый рынок.
  4. Слияние. Объединяются две компании со схожими параметрами.
  5. Присоединение. Организация контролирует деятельность другой компании, при этом оба субъекта остаются независимыми.

Преимущества и недостатки

У диверсификации производства имеется множество преимуществ:

  • прекращается работа в нерентабельной отрасли;
  • уменьшается зависимость от однообразия товара или рынка сбыта;
  • расширяются рынки сбыта;
  • увеличивается кредитоспособность;
  • перераспределяются риски.

Эти преимущества достигаются использованием следующих финансовых инструментов:

  1. Многоцелевым применением ресурсов, которые имеются в распоряжении.
  2. Созданием прибыльной сети сбыта.
  3. Разносторонней подготовкой сотрудников.

https://www.youtube.com/watch?v=FtNwxaGDFn4

Однако, у диверсификации производства есть и недостатки:

  • необходимость внедрять новые технологии, которыми раньше предприятие не владело;
  • необходимость иметь возможности и ресурсы для модернизации;
  • требуются большие объёмы финансирования.