Закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам: оценочный лист, условия получения

Разъяснения, что относится к стимулирующим выплатам, содержатся в следующих положениях трудового кодекса:

  1. Ст. 57 описывает основные принципы составления контрактов с наемными работниками, включая требование указания в документе условий оплаты, включая стимулирующие выплаты.
  2. Ст. 129 содержит описания о том, что входит в заработок сотрудника.
  3. Ст. 135 устанавливает обязанность фиксирования условий начисления заработка и стимулирующих выплат в документах локального уровня (внутренних положениях, распоряжениях, коллективном договоре).
  4. Ст. 191 определяет правила оформления трудовых поощрений от работодателя работникам.

Стимулирующие выплаты — это поощрение, повышающее ценность текущего работодателя в глазах работников. Трудовое законодательство описывает общие нормы расчета дохода наемных лиц, однако все случаи предусмотреть в рамках ТК невозможно – и это решается за счет издания специальных актов и положений, например, стимулирование работников бюджетной сферы через разнообразные надбавки.

Стоит научиться отличать компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы и других работникам, включая коммерческие структуры.

Стимулирующие надбавки ориентированы на поощрение добросовестных работников за эффективный труд, поэтому относятся к разновидности поощрений.

Компенсационные перечисления предназначены для отдельных категорий работников, выплачиваемых в любом случае, независимо от результатов работы и отношения к ней.

В то же время, подобные выплаты не могут быть причислены к премиям и вознаграждениям, не связанным с результатами работы. Многие предприятия практикуют отчисление 13-й зарплаты, при этом неважны итоги и достижения сотрудников.

Согласно российским законам, руководство не вправе штрафовать работников или уменьшать величину оклада, тарифную сетки, даже если работник допустил оплошности или халатно относился к делу. Дисциплинарные нарушения не являются поводом для штрафования граждан со стороны предприятия.

 Если потребовалось законным образом оформить доплаты к основной части заработка, предстоит разобраться в формах стимулирующих выплат и их правильном назначении.

  1. Доплата. Они связаны с непосредственным выполнением обязанностей по должностной инструкции и дополнительным обязательствам.

    Доплатой не считают сверхурочные, графики с ночными сменами и другие варианты трудовой деятельности, требующие повышения оплаты труда.

  2. Надбавки. С целью стимулирования иногда руководство дополнительно к окладу или ставке по тарифу добавляет свою систему оплаты, при которой сотрудники вправе рассчитывать на увеличение трудового дохода.

    Характер действия надбавок, период их применения определяется предприятием самостоятельно, согласно принятому нормативному акту

  3. Премии. К премированию прибегают чаще всего. Руководство, намеренное поощрить отличившихся сотрудников, чаще прибегает к системе премирования, самостоятельно определяя параметры заслуг, по которым можно назначить премии.

    К схожим вариантам относится премирование в натуральной форме, однако по закону сумма таких премий не должна быть выше пятой части от зарплаты.

На разных предприятиях своя специфика деятельности, и администрация вправе разрабатывать собственные механизмы поощрений работников, стимулируя персонал к продолжению труда и достижению высоких результатов, поскольку прямого запрета на разработку индивидуальных систем премирования со стороны закона нет.

Назначение стимулирующих выплат регламентировано законом (ТК РФ). Несмотря на наличие множества отклонений и потребности в индивидуальном регулировании, есть общие принципы назначения стимулирующих, согласно законодательству.

Последовательность оформления выплаты стимулирующего характера представлена несколькими шагами:

  • Работодатель фиксирует порядок предоставления стимулирующих выплат в документации – контракте и внутренних нормативах. Только предприниматели, отнесенные к микроорганизациям, не вправе принимать подобные распоряжения, отражая условия выплаты стимулирующего характера в договоре.
  • Принимаемый работник должен быть ознакомлен с положениями акта, устанавливающего порядок назначения стимулирующей выплаты.
  • Если работник выполняет условия для проведения дополнительной оплаты, руководитель распоряжается вознаградить человека через составление отдельного приказа индивидуально или на весь персонал сразу.
  • На основании изданного приказа бухгалтер рассчитывает и организует выдачу средств всем упомянутым в списке.
  • Когда приказ исполнен, его передают в архив для хранения на срок до 75 лет.
Предлагаем ознакомиться  Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений Московской области

Для бюджетников

Если в пределах коммерческих организаций вопрос решается быстро — путем принятия внутреннего регулирующего документа, то в бюджетной сфере руководство не наделено правом распоряжаться средствами и доходом организации, а значит и формирование условий для расчета заработной платы лежит вне компетенций администрации.

Тем не менее, стимулирующие платежи остаются доступными и для бюджетников. Просто они руководствуются иными нормативами, установленными на федеральном уровне. За основу берут положения Приказа Министерства здравоохранения и соцразвития № 818, изданного в 2007 году.

В нем содержатся нормы применения стимулирующих доплат и их разновидности:

  1. По выслуге лет, непрерывному стажу.
  2. За качественный результат трудовой деятельности.
  3. За итоги и интенсивный труд.
  4. По результатам завершенного объема работы.

Иные локальные нормативы не применимы в отношении бюджетников, и при назначении стимулирующих необходимо руководствоваться общими положениями.

Руководитель должен понимать, что при оформлении распоряжения о выплате подобного рода на предприятии может быть организована проверка о надлежащем расходовании средств из бюджета.

Большая доля применения стимулирующих выплат  — учителям и лицам, работающим в сфере образования. В отношении персонала образовательных учреждений применяется система расчетов баллов, по которым определяется доплата. Вес 1 балла в денежном эквиваленте устанавливается с учетом располагаемого фонда оплаты труда.

На каждого сотрудника заводится отдельный лист оценки, где отражаются результаты работы и рассчитывается размер полагающейся доплаты. После определения общего количества баллов, заработанных всеми сотрудниками организации, вычисляют стоимость 1 балла. Далее количество начисленных на конкретного человека баллов умножается на вычисленную стоимость.

  1. Помимо показателей работы на уроках особую ценность имеет ведение внеурочной деятельности, участие в экскурсиях, организация мероприятий, походов.
  2. Учитывают и работу по изучению успеваемости учеников, работу с родителями, активность обучающихся на олимпиадах различного уровня, работа с семьями, относимыми к категории неблагополучных.
  3. Чем выше активность учителя, тем больше баллов и, соответственно, больше заработная плата и доплата в качестве стимулирования работника.
  4. Ценность при установлении суммы выплаты в дошкольном учреждении определяется достигнутым успехом при работе с кружками, дополнительными воспитательными программами и факультативами.
  5. У руководящего состава уровень доплаты определяется по-иному. Директор образовательного учреждения и заведующий дошкольного заведения рассчитывают на увеличение дохода за счет:

При определении стимулирующих выплат по дошкольным учреждениям исходят из разделения персонала на воспитателей и педагогов. На них выделяется 60% всего объема зарплатного фонда. Однако мимо них в штат организации входят представители иных профессий: сторож, повар, уборщица и т.д.

  • Активной работы с родителями;
  • Отсутствие жалоб;
  • Ведение профильного обучения;
  • Вовлечение в преподавательскую сферу молодых;
  • Достигнутый уровень результатов ЕГЭ.
  • Развитие талантов, раскрытие одаренных школьников.
  • В каждой образовательной организации устанавливают собственные Положения, с обязательным учетом требований закона и утверждением Положений, которые принимаются после предварительного согласования с коллективом.

Медработники

  1. На медицинских работников распространяются единые правила, зафиксированные в специальной программе после старта запущенной в 2011 году модернизации этой сферы.
  2. Благодаря последним изменениям в отношении зарплат сотрудников медучреждений, на стимулирующие теперь вправе рассчитывать и специалисты, и медсестры (средний и младший уровень).
  3. Ответственность за принятие любых решений, касающихся доплат медработникам, возлагают на представителей региональных структур области здравоохранения, а сумму доплаты устанавливают в рамках медучреждения.
  4. Параметры, которые влияют на стимулирующие:
  • численность населения;
  • плотность проживания;
  • преимущественный возраст;
  • особенности и предрасположенности к заболеваниям;
  • смертность.
  • Помимо этих характеристик на стимулирующие доплаты влияет спектр оказываемых медуслуг, местность, специфика и уровень учреждения.
  • В отдельных случаях стимулирующая выплата не применима:
  • в отношении руководителей учреждения, если они не входят в категорию практикующих специалистов;
  • к врачам, у которых уже установлена выплата участника национального проекта Здоровья;
  • для лиц, работающих на высокотехнологичной технике, и получающих доплаты за это.

Руководство организации оставляет за собой право отказать в доплате, если есть нарекания к качеству и объему исполняемой работы.

 Культурная сфера

Закон о стимулирующих выплатах в рамках новой системы оплаты труда педагогических работников || Денежное поощрение педагогических работников

Для сотрудников сферы культурного развития действуют свои разновидности выплат – с регулярным или однократным применением.

Среди регулярных платежей, закрепленным на федеральном уровне, действуют доплаты за профмастерство, причисление к «народному» или «заслуженному» званию, стаж, присвоенную степень, иные важные показатели.

Предлагаем ознакомиться  Фиксируем выплаты стимулирующего характера, не установленные ТК РФ

Схема проведения

Собираясь устроиться на работу, где действуют дополнительные системы начисления трудовых доходов, необходимо понимать, что стимулирующие выплаты назначают не всем, а в индивидуальном порядке.

Этапы согласования надбавок и доплат представлены несколькими шагами:

  1. Включение пункта о получении стимулирующих выплат в контракт с работодателем, с описанием условий или ссылкой на нормативный акт, регулирующий расчеты.
  2. Если выполнены условия начисления доплаты, факт подтверждается подписанием Протокола заседания комиссии и последующим изданием внутреннего приказа.
  3. Сотрудника уведомляют о наличии права на доплату и выдают сумму согласно информации из Приказа и расчетов бухгалтера.

Новая система оплаты труда работников 2019-2020 года

____________________________________________________________________Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 19.01.2015 N 287, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в «Якутских ведомостях» — 27.01.2015).____________________________________________________________________(в ред. Указов Президента РС(Я) от 28.03.2011 N 554, от 20.09.2011 N 911, от 24.04.2014 N 2609, Указа Главы РС(Я) от 24.11.2014 N 157)

(преамбула в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

1. Учредить с 2007 года 68 денежных поощрений в размере 50 тыс. рублей каждое для лучших педагогических работников организаций дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия).

(п. 1 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

2. Утвердить Положение о денежном поощрении лучших педагогических работников организаций дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия) согласно приложению.

(п. 2 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

3. Правительству Республики Саха (Якутия) (Данчикова Г.И.) ежегодно предусматривать в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) средства на выплату денежных поощрений, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2016 годы».

(п. 3 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

4. Контроль исполнения данного Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.

(п. 4 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

ПрезидентРеспублики Саха (Якутия)В.ШТЫРОВ

г. Якутск13 декабря 2007 годаN 756

Приложениек Указу ПрезидентаРеспублики Саха (Якутия)от 13 декабря 2007 года N 756

(в ред. Указов Президента РС(Я)от 28.03.2011 N 554, от 20.09.2011 N 911,от 24.04.2014 N 2609,Указа Главы РС(Я) от 24.11.2014 N 157)

I. Общие положения

1.1. Денежное поощрение выплачивается лучшим педагогическим работникам организаций дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия) за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования.

(п. 1.1 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

(в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

— для учителей общеобразовательных организаций — 25 премии;

— для педагогических работников дошкольных образовательных организаций — 17 премий;

— для педагогических работников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов — 6 премий;

— для педагогических работников педагогических колледжей — 2 премии;

— для педагогических работников организаций дополнительного образования детей и заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций — 12 премий;

(в ред. Указов Президента РС(Я) от 28.03.2011 N 554, от 24.04.2014 N 2609)

— педагогов-психологов, социальных педагогов — 6 премий.

(абзац введен Указом Президента РС(Я) от 28.03.2011 N 554; в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

1.3. Выплата денежного поощрения осуществляется по результатам конкурса. Сроки проведения конкурса определяются приказом министра образования Республики Саха (Якутия).

1.4. На участие в конкурсе имеют право педагогические работники организаций дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия) (далее — претенденты).

(п. 1.4 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

1.5. На участие в конкурсе имеют право претенденты со стажем педагогической работы не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального, дополнительного, среднего профессионального образования.

Предлагаем ознакомиться  Приказ о переименовании должности в штатном расписании

(п. 1.5 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

1.6. Лица, осуществляющие в образовательных организациях только административные или организационные функции, право на участие в конкурсе не имеют.

(п. 1.6 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

1.7. Претендент, получивший денежное поощрение, имеет право повторно участвовать в конкурсе не ранее чем через пять лет.

1.8. Победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей Российской Федерации право на участие в данном конкурсе не имеют.

1.9. Выплата денежного поощрения осуществляется Министерством образования Республики Саха (Якутия) из средств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) в мероприятиях подпрограммы «Приоритетный национальный проект «Образование» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2016 годы».

(п. 1.9 в ред. Указа Президента РС(Я) от 24.04.2014 N 2609)

2.1. На получение денежного поощрения могут быть представлены лучшие педагогические работники организаций дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия), отвечающие критериям конкурсного отбора.

2.2. Конкурсный отбор учителей общеобразовательных организаций осуществляется путем отбора по рейтингу после 114 победителей конкурса лучшего учителя Российской Федерации.

— стабильная положительная динамика достижений воспитанников за последние три года в образовательном и воспитательном процессе (итоги педагогических диагностик детей дошкольного возраста);

— результативность использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;

— профессиональные достижения;

— значимость собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);

— успешное участие в муниципальных, республиканских, российских профессиональных конкурсах;

— повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

— внедрение инновационных технологических методов и форм обучения;

— разработка научно-методической проблематики и ее проработка;

— применение новых эффективных приемов и подходов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса;

— показатель успеваемости по предмету;

— обеспечение уровня качества подготовленности специалиста (студента) не менее 75% по предмету в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания среднего профессионального образования;

— достижения во внеучебной воспитательной работе со студентами.

— успешная социализация и интеграция в общество воспитанников и выпускников, позитивная динамика достижений воспитанников и обучающихся за последние три года в образовательном и воспитательном процессе;

— использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий, разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения;

— результат работы по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек;

— обобщение и распространение собственного педагогического опыта на уровне образовательной организации, на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);

— стабильная положительная динамика достижений воспитанников и обучающихся за последние три года в образовательном и воспитательном процессе, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности (достижения на республиканских, российских и международных конкурсах);

— активная реализация инновационных образовательных программ;

— использование современных образовательных технологий;

— осуществление результативной научно-методической и исследовательской работы;

— пропаганда здорового образа жизни и проведение активной работы по формированию культуры здоровья среди воспитанников и обучающихся, педагогов и родителей;

— обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном или республиканских уровнях.

2.7. Конкурсный отбор для педагогов-психологов

— стабильная положительная динамика показателей психологического состояния воспитанников и обучающихся за последние три года в образовательном и воспитательном процессе (итоги психологических диагностик детей);

— результативность использования современных психологических технологий в образовательной деятельности;

(п. 2.7 введен Указом Президента РС(Я) от 20.09.2011 N 911)

— сформированность социально-психологических компетенций обучающихся;

— сформированность информационно-технологической компетенции воспитанников и обучающихся;

— сохранение и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся;

— уровень социализации воспитанников и обучающихся;

— успешное участие в муниципальных, республиканских, российских профессиональных конкурсах.

(п. 2.8 введен Указом Президента РС(Я) от 20.09.2011 N 911)