Содержание

Определение понятия

Аббревиатура ДТП расшифровывается, как дорожно-транспортное происшествие. Определение понятия закреплено в ст. 2 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года и в п. 1.2 ПДД РФ. Дорожно-транспортное происшествие — это событие, к возникновению которого привело движение автомобиля по проезжей части и с его участием. Результатом произошедшего может стать гибель людей, нанесение вреда их здоровью или причинение материального ущерба.

Из определения вытекают основные признаки ДТП:

  1. ДТП признается только ситуация, в которой принимал непосредственное участие автомобиль. Так, если из окна машины была выброшена бутылка, которая попала в пешехода, это не будет являться ДТП. Однако к транспортным авариям относятся ситуации, при которых, велосипед, находящийся в движении, упал на пешехода, — случившееся будет являться ДТП.
  2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором принимает участие движущееся ТС. Так, если автомобиль наехал на пешехода, произошло ДТП. Если пешеход упал на автомобиль, случившееся дорожно-транспортным происшествием не признается.
  3. Ситуация является ДТП, если в ней был нанесен вред имуществу или жизни и здоровью человека. Так, если машины слегка задели друг друга, даже не поцарапав покрытие, дорожно-транспортное происшествие не произошло. ГИБДД вызывать не обязательно. Если в результате столкновения был нанесен вред автомобилям, иному имуществу или людям, считается, что произошло ДТП.

Если дословно трактовать определение, то получается, что в событии должно участвовать минимум 2 транспортных средства. Однако, если имеет место наезд на пешехода или причинение вреда имуществу, ДТП может возникнуть и при участии только одного автомобиля.

Нормативная база

Вопросы возмещения вреда здоровью, который был получен в ДТП, регламентируются следующими видами нормативных документов:

  • Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (последняя редакция – 29.12.2007), где в части 12 рассматривается порядок осуществления страхового возмещения.
  • Кодекс об административных правонарушениях (статья 12.24, определяющая понятия легкого и средней тяжести вреда для здоровья пострадавшего).
  • «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденное Банком России 19.09.2014 N 431-П.
  • Постановление Правительства от 21.02.2015 № 150, в котором прописаны изменения в порядке расчета страховой суммы для потерпевшего.
  • Приложение к приказу Минздравсоцразвития №194н от 24.04.2008 года, в котором обозначены степени утраты работоспособности, а также критерии, используемые для оценки полученных повреждений.
  • Уголовный Кодекс Российской Федерации (статьи 264 при причинении тяжелого вреда по неосторожности и 111 при наличии умысла виновника);
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (статьи 56, 59, 1068, 1079 и некоторые другие).
Внимание

Краткосрочные повреждения при ДТП в виде синяков, царапин, ссадин к вреду здоровья не относят. Они не мешают пострадавшему трудиться, для их излечения нет необходимости оформлять больничный лист. При желании потерпевший дорожно-транспортного происшествия может заявлять только о своем намерении получить возмещение морального вреда.

Роль родителей в профилактической работе

Родительская забота должна проявляться в желании защитить ребенка от опасной ситуации. Профилактика ДТП проводимая в школах и детских садах имеет хороший результат, когда усилия сотрудников полиции и педагогов поддерживаются родственниками учащихся.

Дети хорошо воспринимают информацию, которая подается в непроизвольной форме во время прогулки с мамой и папой. Когда другие пешеходы совершают нарушения, переходят дорогу в неположенном месте, взрослый должен указать малышу, что так делать неправильно и рассказать о последствиях такого поступка.

Близкие родственники поясняют ребенку правила поведения:

  • запрещено бегать и играть на автостраде и рядом с ней;
  • нельзя шуметь в машине, автобусе;
  • опасно кидать на дорогу мячики, игрушки, крупные предметы;
  • когда дорогу пытаются перейти дети и старики, нужно им помочь.

Причиной аварии может стать невнимание родителей к детям. Увлекшаяся общением мама не замечает, как малыш выбегает на проезжую часть. Если во время прогулки по городу вблизи дорог брать ребенка за руку, можно избежать неприятностей.

Порядок оценки причиненного вреда при дорожно-транспортном происшествии

Если здоровью участников ДТП причинен вред, то виновнику аварии придется за это ответить, даже несмотря на то, что предотвратить аварию было невозможно. К дорожно-транспортному происшествию может привести большое количество факторов:

  • алкогольное опьянение;
  • отсутствие навыков вождения автомобиля;
  • нарушение ПДД;
  • неудовлетворительное состояние здоровья лица, осуществляющего управление ТС;
  • аварийное состояние машины;
  • невнимательность.

Даже если вред здоровью вследствие ДТП причинен неумышленно, возместить пострадавшему ущерб водитель-виновник будет обязан. Для определения возможных размеров компенсации следует руководствоваться прежде всего степенью тяжести полученных повреждений в ДТП:

  • легкие травмы;
  • травмы средней тяжести;
  • тяжелые последствия.
ВАЖНО

Степень тяжести травмы при ДТП может определить только судебная экспертиза после осмотра состояния пострадавшего, фиксации анатомических повреждений и нарушения целостности кожных покровов. Завершается процедура оценкой психологического состояния потерпевшего.

Во время проведения судебной экспертизы после аварии также будут приняты во внимание такие факторы, как продолжительность больничного, длительность процесса полного выздоровления, воздействие полученных травм на трудоспособность гражданина. Примет экспертиза во внимание потерю какого-либо органа, нарушения слуха, речи или зрения и отсутствие возможности полноценно работать в дальнейшей жизни.

Кто признается участниками

Это положение позволяет начать поиск виновного. Поэтому, говоря об авариях, стоит выяснить, кто именно является участником ДТП по закону. В действующих нормативно-правовых актах не содержится определение понятия как таковое. Однако оно вытекает из самого термина.

Участником ДТП признается субъект, который в результате действия или бездействия принял участие в дорожно-транспортном происшествии. Это значит, что, помимо водителей, в ДТП могут участвовать:

  • пассажиры;
  • пешеходы;
  • животные.

ДТП всегда происходит по чьей-то вине. Обычно виновником произошедшего признается водитель одного из транспортных средств. Выявить потерпевшего сложнее. В первую очередь им признается водитель второго автомобиля. Однако пострадать во время случившегося могут пешеходы и пассажиры. Их также могут признать потерпевшими.

Порядок оценки причиненного вреда при дорожно-транспортном происшествии

Итак, судебно-медицинская экспертиза устанавливает степень тяжести вреда здоровью, который был получен в момент ДТП. Эксперты производят оценку потери трудоспособности. Специалист обязательно должен иметь медицинское образование.

К сведению

Проведение такой экспертизы одинаково важно как для пострадавшего, так и для виновника. Для одного это гарантия возмещения  понесенных убытков, для другого – квалифицированное мнение, которое будет учтено при определении меры наказания.

После  установления тяжести повреждения в момент ДТП определяется три вида травм:

  1. Легкие травмы. При таких нарушениях здоровья заболевание проходит в течение 3 недель, коэффициент снижения трудоспособности не превышает 10%.
  2. Средней тяжести. В такой ситуации на полное выздоровление пострадавшему требуется от 21 до 120 дней, а процент потери трудоспособности составляет от 10 до 30%.
  3. Тяжелые нарушения. Такие повреждения опасны для жизни. Зачастую они ведут к утрате некоторых органов, что приводит не только к снижению работоспособности, но и к резкому ухудшению здоровья.

Тяжелый вред здоровью определяется целым перечнем травм, которые перечислены в списке ниже:

  • раны шеи и головы;
  • повреждения спинного мозга и позвоночника;
  • повреждения внутренних органов;
  • раны таза, живота и грудной клетки;
  • разрывы сосудов;
  • перелом ребра (или нескольких);
  • ожоги;
  • болевой шок или кома, которые могут привести к гибели;
  • потеря зрения;
  • нарушения речи и слуха;
  • потеря плода;
  • возникновение наркомании или психического расстройства;
  • травмы лица, которые не пройдут со временем.

Если у потерпевшего есть хотя бы одно подобное повреждение, то степень тяжести полученного в ДТП вреда можно считать тяжелой. Если травм при ДТП несколько, то определяющую роль при их совокупности будет играть самая тяжелая.

С участием людей ДТП редко заканчиваются хорошо, потому что даже тонна металла (самый мелкий автомобиль) вряд ли оставит лишь царапины, таких счастливчиков очень мало. Поразительны и плачевны виды и причины ДТП с участием детей, статистика неумолимо публикует огромные цифры оборванных жизней. В этом большая вина и родителей, которые не привили должную осторожность своим наследникам по отношению к транспорту. Суждение, что «пешеход всегда прав…», в корне неверно, поэтому часто хочется добавить «…даже если мертв?».

Все дело в том, что с описанными выше амбициями водителей часто сопрягаются еще банальные плохие условия видимости. Это не обязательно непогода или неосвещенные участки дороги, даже в условиях уличного освещения почти невозможно увидеть пешехода на «зебре», если на встречу едет косяк машин с зажженными фарами.

Чтобы не случались аварийные ситуации на дорогах с такими печальными последствиями, следует с детства приучать даже на «зебре» и светофорах смотреть по сторонам, лучше пропустить автомобиль, даже если вы уверены, что еще успеете перебежать перед ним. Водитель может отвлечься от дороги, а вы ждете, что он притормозит?

Причины ДТП могут быть разными, но часто устанавливается работниками ГИБДД, что виновник происшествия нарушил основные ПДД. Сюда входят случаи:

  • превышение скоростного режима;
  • быстрая езда в опасных условиях;
  • нарушение правил обгона;
  • проезд перекрестка на красный цвет;
  • перевозка людей или грузов с нарушением правил;
  • перегрузка транспортного средства.

Особенно значимым правонарушением выступает управление машиной в нетрезвом виде. Недавние изменения в законодательство привели к тому, что за такое действие назначается не только значительный штраф в 30 тыс. руб., но и привлекается гражданин к уголовной ответственности при повторном нарушении.

В пьяном состоянии не может владелец машины рационально оценивать дорожную обстановку, а также его реакция значительно замедляется. Это часто приводит к ДТП с пострадавшими и нанесением значительного урона автомобилям.

Государство старается предупредить возникновение некоторых аварийных ситуаций. В уполномоченных органах неоднократно поднимался вопрос о том, как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновения ДТП и уменьшить число аварий. В соответствии с положениями ФЗ №196 от 10.12.1995 года, ИП и юр.

В приказе Минтранса №7 от 15.01.2014 закреплен перечень требований, предъявляемых к профессионализму водителей. Дополнительно утверждена Программа занятий с водителями транспортных компаний. План мероприятий по предупреждению и профилактике аварийности на автотранспорте в обязательном порядке должен включать проведение соответствующих уроков. Итогом обучения становится проведение зачета.

Различные формы и методы профилактики дорожно-транспортного травматизма позволяют существенно уменьшить количество аварий. К их числу относится проведение семинаров и лекций сотрудниками ГИБДД среди взрослых и особенно детей, а также организация оперативно-профилактических мероприятий «Пешеход» и широкомасштабных социальных кампаний.

Какие действия совершаются владельцем авто после ДТП?

Каждый водитель должен знать, что необходимо выполнить сразу после аварии. Для этого реализуются действия:

  • не допускается покидать место ДТП, так как это является серьезным правонарушением, причем это относится не только к виновнику, но и к пострадавшей стороне;
  • машина останавливается, после чего включается аварийка;
  • впереди или сзади выставляется знак аварийной остановки;
  • если обнаруживаются граждане, которым был нанесен урон, то оказывается им первая помощь, если водители обладают соответствующей подготовкой, после чего вызывается скорая помощь;
  • если случай является экстренным, то допускается одному из участников ДТП покинуть место аварии, чтобы доставить пострадавшего в больницу, после чего он должен вернуться на место происшествия;
  • если машины мешают проезду других автомобилей, то с помощью фотографий фиксируются все нюансы, имеющие отношение к аварии;
  • вызываются сотрудники ГИБДД.
Предлагаем ознакомиться  Какая ответственность предусмотрена за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, повлекшее смерть потерпевшего?

Если требуется помощь сотрудников ГИБДД, то придется дождаться их приезда. Совместно с инспектором составляется протокол ДТП, причем работник ГИБДД записывает показания всех участников происшествия, а также может опросить свидетелей.

Водители должны получить от инспектора копии всех составленных документов, так как только при их наличии можно рассчитывать на компенсацию от страховой компании.

Работники ГИБДД выполняют разные действия:

  • выявляют пострадавших;
  • подготавливают протокол и другие документы, имеющие отношение к аварии;
  • обеспечивают сохранность доказательств;
  • устанавливают всех участников ДТП;
  • находят свидетелей или доказательства, представленные записями с камер наблюдения;
  • при необходимости ими организуется дальнейшее движение автомобилей по дороге.

Нередко автовладельцы скрываются с места происшествия, поэтому в обязанности инспектора входит выявление примет машины, после чего владелец автомобиля объявляется в розыск.

На втором месте в рейтинге причин ДТП находятся различные неисправности в автомобиле и внезапные поломки, возникающие прямо во время движения.

Полный перечень дефектов, при наличии которого запрещено выезжать на автомобиле, указан в правилах:

  • прежде всего, это неисправные тормоза;
  • превышающий допустимые пределы люфт руля;
  • неработающее звуковое и световое оборудование (немигающие фары, постоянно срабатывающая сигнализация и так далее);
  • проблемы с ходовой частью.

Поломки очень часто случаются неожиданно. Однако в большинстве случаев обусловленные данным фактором аварии происходят из-за беспечности водителей.

Основные причины ДТП с участием автомобилей, людей и поездов   видео » АвтоНоватор

Невнимательность и беспечность за рулем — причина ДТП.

Так что обязательно нужно проходить своевременный техосмотр, а перед выездом проверять хотя бы элементарные вещи: состояние колес, работоспособность фар и т.д.

Если водитель стал виновником ДТП, его могут привлечь к 1 из 3 видов ответственности. Гражданская ответственность наступает вне зависимости от того, был ли нанесен вред жизни и здоровью людей. В соответствии с нормами статьи 1079 ГК РФ, виновник происшествия должен компенсировать нанесенный ущерб. Обязанность в возмещении может быть наложена сразу на несколько лиц — на человека, находившегося за рулем, и на гражданина, предоставившего транспорт. Владелец машины может избежать гражданской ответственности только в том случае, если автомобиль был угнан.

Нахождение в момент аварии в состоянии алкогольного опьянения повышает суровость наказания. В соответствии с п.2 статьи 264 УК РФ, водителя привлекут к принудительным работам на срок до 3 лет или лишат свободы на срок до 4 лет. Если действия гражданина повлекли за собой гибель человека, продолжительность отработки увеличится до 4—5 лет. Альтернативой станет лишение свободы на срок до 5—9 лет. Во всех ситуациях водителя лишат прав на управление авто на 3 года.

В «Правилах учета и анализа ДТП на автодорогах РФ» (приложение 3) от 29.05.1998 г. прописаны виды аварий: столкновение, наезд, опрокидывание и другие ДТП. Данной классификацией руководствуются сотрудники автоинспекции, оформляя протокол происшествия на дороге. Одно из первых мест по частоте фиксации (до 98%) занимает столкновение (двух ТС, авто с животным, железнодорожным составом).

Наименее опасными считаются столкновения по касательной, возникающие в процессе перестроения, парковки. Несоблюдение положенной дистанции водителем — причина задних столкновений, которые приводят к значительным повреждениям ТС, легким травмам. Самое опасное 1 столкновение лоб в лоб, которое часто возникает из-за выезда на встречную полосу или поломки ТС.

Частое место опрокидываний — загородные и скоростные трассы, поскольку ТС может опрокинуться при высокой скорости движения. Также причинами могут быть: неудовлетворительное качество дорожного покрытия (ямы, кюветы, обледенение), прокол резины, резкий маневр. Опрокидывание очень опасно для пассажиров, которые не пристегнулись ремнями безопасности.

Опрокинувшееся авто загорается в считанные минуты, поэтому главная задача для людей — покинуть салон. Материальный ущерб также значителен, так как отремонтировать машину будет сложно — нарушается кузовная геометрия. Опрокидывание ТС может стать продолжением столкновения, однако в протоколе сотрудники ГИБДД фиксируют ДТП как столкновение, поскольку машина переворачивается после удара. Реже переворачиваются авто из-за неисправности. Стоит отметить, что опрокидывание является ДТП, только если произошло во время движения.

Ответственность виновника ДТП

При ДТП, которое отягчается наличием пострадавших, возникает несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая, которая покрывает весь вред, причиненный в аварии;
  • административная, которая влечет исполнение наказания за нарушение ПДД, повлекшее происшествие;
  • уголовная (или административная), за травмы, причиненные людям.

Водитель транспортного средства, который признан виновным в ДТП, несет гражданскую ответственность за совершенную аварию. Страхуя свою гражданскую ответственность, автомобилист получает гарантии, что страховая компания оплатит тот вред, который получили другие участники неприятного события.

Если произошло ДТП,  в котором пострадали люди, то виновный обязан не только возместить ущерб, но и понести административную или уголовную ответственность. Это зависит от степени тяжести травм, которые были получены в аварии. Придется ответить и за нарушение ПДД, если именно это стало причиной происшествия.

Суд устанавливает, за какое именно нарушение должен ответить виновный. Судебная инстанция учтет все обстоятельства, при которых случилось дорожно-транспортное происшествие. Они могут быть как смягчающими, так и отягчающими:

  • имевшее ранее место нарушение ПДД;
  • управление ТС в нетрезвом состоянии;
  • раскаяние;
  • одномоментное нарушение правил пострадавшей стороной;
  • возмещение вреда на добровольной основе;
  • сложность жизненной ситуации виновника аварии.

Ответственность виновника ДТП возникает в следующих случаях:

  • причинение легкого вред здоровью при ДТП;
  • причинение вреда здоровью при ДТП средней тяжести;
  • причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП по неосторожности;
  • причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП;
  • смерть при ДТП;
  • причинение морального вреда здоровью при ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие: памятка водителю при ДТП

Если пострадавший может легко вылечиться и его работоспособность не сильно пострадает, то виновнику придется понести административную ответственность. При легких травмах размер штрафа не превысит 5000 рублей. В некоторых случаях  материальное наказание может быть заменено на ограничение свободы на срок до полутора лет.

Виновник аварии, который в момент столкновения был пьян, должен рассчитывать на наказание, степень выраженности которого будет самой тяжелой. При тяжелых травмах последует уголовная ответственность. Она предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы либо до 3 лет ограничения в свободе. Дополнительно виновник может быть лишен прав на срок до  36 месяцев.

К сведению

Состояние опьянения – ситуация, которая накладывает тяжелый отпечаток на обстоятельства происшествия. В этом случае виноватый может быть привлечен к принудительным работам на срок до 3 лет либо лишен свободы на срок до 4 лет.

Если ДТП относится к категории аварий со смертельным исходом, то количество погибших может играть определяющую роль при вынесении приговора. При гибели одного человека – принудительные работы (до 4 лет) или тюрьма, в которой придется провести до 5 лет. При потере нескольких человек в аварии цифры пропорционально увеличиваются до 5 и 7 лет соответственно.

Итак, если у виновника ДТП не оказалось страховки, то весь размер выплат Российский союз автостраховщиков будет взыскивать с него через суд. Потерпевший может попробовать самостоятельно обратиться в эту инстанцию с целью получить возмещение.

В качестве первого шага получивший вред гражданин должен доказать сам факт совершения ДТП. Для этого понадобится приложить к заявлению:

  • постановление об административном штрафе (выдается инспектором ГИБДД);
  • протокол совершения ДТП;
  • справка с СТО о размере убытков, полученных в аварии;
  • медицинское заключение о причиненном вреде здоровью;
  • чеки об оплате лечения, медикаментов;
  • приговор по уголовному делу.
ВАЖНО

Если виновный управлял не собственным транспортом, а автомобилем фирмы, то можно предпринять попытку направить иск непосредственно в организацию, в которой работает человек, спровоцировавший ДТП.  Для получения этой информации необходимо заранее потребовать копию протокола аварии, составленного инспектором. Для обращения в суд этот документ желательно иметь.

Причины аварий на дорогах с участием людей

На основании статистических данных специалисты выявили причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия и их последствия. Около 85% ДТП происходит в результате нарушения положений ПДД РФ. При этом виновниками в 70—75% случаев являются водители. Причинами травматизма и аварий на автомобильном транспорте являются:

  • езда на неисправном автомобиле;
  • отвлекающие факторы;
  • нарушение ПДД;
  • вождение автомобиля в состоянии опьянения;
  • движение на автомобиле в неблагоприятную погоду;
  • плохая дорога;
  • усталость водителя;
  • превышение установленного режима скорости.

Условно причины ДТП разделяют на 2 категории — объективные и субъективные. В первую входят дорожные ситуации, возникшие по независящим от водителя причинам. Сюда относятся:

  • плохая освещенность улиц;
  • некачественное дорожное полотно;
  • техническое состояние ТС;
  • недостаток дорожных знаков.

К субъективным причинам, которые вызывают возникновение аварий и катастроф на дорогах, относятся ситуации, к которым привели непосредственно действия водителя. В категорию включают действия лица, управлявшего транспортным средством, стиль езды, нарушение ПДД и правил эксплуатации авто. Обычно возникновение аварий и катастроф на дорогах происходит в результате совокупности факторов. Поэтому важно четко выявить причины случившегося, чтобы понять, какую ответственность будет нести каждый участник происшествия.

Наказание пешехода виновного в причинении вреда здоровью

Бывают аварии, в которых признаются виновными пешеходы. В них не только пеший участник ДТП, но и пассажиры или водитель могут получить травмы различной степени тяжести. Если граждане получили легкие или средней тяжести увечья, то виновнику (речь идет именно о пешеходе) придется заплатить штраф в сумме от 1000 до 1500 рублей.

Если результатом аварии, возникшей по вине пешего гражданина, погибли люди, то для виновника предусмотрены следующие меры наказания:

  • лишение свободы (до 3 лет);
  • арест (до 120 суток);
  • принудительные работы (до 2 лет);
  • тюрьма (до 2 лет).
Внимание

Если действия пешехода стали причиной гибели двух и более лиц в ДТП, то ему придется понести более суровое наказание – исправительные работы сроком на 5 лет или лишение свободы на срок до 7 лет. Такие меры достаточно серьезны, они направлены на то, чтобы призвать нарушителей правил дорожного движения к исполнению своих гражданских обязанностей.

В момент совершения ДТП вред причиняется не только транспортным средствам, но и пешеходам, водителям, пассажирам. Такой урон может включать в себя:

  • заработок, который был потерян в период нетрудоспособности;
  • расходы, которые пострадавшему пришлось понести в качестве дополнительных;
  • денежные средства, необходимые на лечение.

Так как транспортное средство считается источником повышенной опасности, то его владелец должен выполнять обязанности по страхованию своей автогражданской ответственности. Это покрывает риски по причинению вреда жизни и здоровью лиц, которые могут быть пострадавшими в ДТП. Если такой факт возникает, то затраты, понесенные потерпевшим, возмещаются за счет страховой компании по ОСАГО.

В настоящее время ОСАГО предполагает два вида выплат страхового порядка:

  1. Компенсационное возмещение, которое назначается в обязательном порядке. Размеры данных выплат определяются в процентном соотношении к категории повреждений.
  2. Возместительные выплаты, которые не обязательны и назначаются в дополнение к денежной компенсации первой категории. Их размер может быть разным, исчисляется на основании бумаг, свидетельствующих о том, что компенсационные выплаты не покрыли всех расходов.

Обязательное автострахование – гарантия того, что пострадавший получит возмещение вреда, который он получил в ДТП. Это не только имущественные убытки, но и физический вред, нанесенный здоровью потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.

Внимание

С точки зрения закона Российский союз автостраховщиков должен нести ответственность за совершенное ДТП и вред здоровью, который был получен. Даже если у нарушителя отсутствует страховой полис ОСАГО, потерпевший не должен остаться ни с чем. Это требование отражено в статье 18 ФЗ №40 от 25.04.2002 года.

Предлагаем ознакомиться  Телевизор долго включается – Ромсат-сервис

Чтобы получить страховую выплату при отсутствии у виновного полиса, следует обратиться в Российский союз автостраховщиков. Данная инстанция рассмотрит обращение в течение 30 дней, но только после получения от пострадавшего заявления о предоставлении компенсационной выплаты. Также необходимо предоставить документы, которые послужат доказательством факта наличия причиненного здоровью вреда.

Если авария имела серьезные последствия в виде смерти одного из участников, то члены семьи обладают правом  претендовать на возмещение вреда по потере кормильца. Можно потребовать и возврата стоимости погребения погибшего. Сделать это можно также посредством обращения в Российский союз автостраховщиков.

Перед началом процесса взыскания компенсации за причиненный вред здоровью при аварии, потерпевший должен доказать факт ДТП и наличие виновной стороны. Для этого потребуются:

  • постановление о наложении штрафа;
  • приговор по уголовному делу (в случае гибели потерпевшей стороны);
  • протокол о ДТП;
  • данные о полученных в аварии убытках, в том числе потерянном заработке, затратах на лечение и восстановление (медицинское заключение).

Если страховой полис у виновника аварии отсутствует, то он должен будет возместить Профессиональному объединению автостраховщиков размер выплат, которые были осуществлены в адрес пострадавшего или его родственников. Если он отказывается сделать это на добровольной основе, РСА имеет полное право обратиться в суд.

Виды ДТП — классификация и характеристика

Повреждения автомобиля в результате столкновения и травмы при ДТП могут сильно различаться в зависимости от вида произошедшей аварии. При этом на сколько бы типов ни подразделялись аварии на транспорте, последствия каждого из них могут быть очень серьезными.

За какое причинение вреда здоровью понесет ответственность виновник ДТП?

Судебная практика насчитывает немало случаев, когда имела место полная компенсация вреда здоровью при ДТП:

  1. Легкий вред. В процессе управления автомобилем обвиняемая не учла плохую видимость и неподходящие погодные условия и допустила ДТП с пешеходом. Пострадавший получил травмы лица, которые были квалифицированы как причинение легкого вреда здоровью. Первая помощь пешеходу была оказана виновницей аварии. На суде свою вину признала полностью, раскаялась. Решение – административный штраф в соответствии с кодексом об административных правонарушениях.
  2. Средний вред. Автовладелец, не сумевший справиться с управлением машиной, въехал в столб, в результате чего пассажир получил травмы, которые позже были квалифицированы как вред здоровью средней тяжести. Обвиняемый был приговорен к лишению прав, стоимость лечение пассажира была возмещена страховой компанией.
  3. Тяжелый вред. При незначительном превышении скорости подсудимым и потере контроля над ситуацией произошел наезд на пешехода. В результате аварии пострадавший получил тяжелые травмы. Однако, так как последний в момент столкновения был пьян и пересекал перекресток на красный свет, в суде стороны примирились, уголовное дело было прекращено. Виновник частично компенсировал вред, полученный пешеходом.
  4. Моральный вред здоровью. Случаи подобных возмещений случаются все чаще. Стоит отметить, что апеллировать придется документами, доказывающими наличие тяжелых психологических состояний пострадавшего. Простого упования на от, что невиновный в аварии сильно расстроился, будет недостаточно. В судебной практике в России случаи выплат морального вреда есть, но суммы, как правило, небольшие. От 10 000 до 30 000 рублей. Все, что выходит за эти рамки, относится к очень тяжелым случаям и рассматривается с особым вниманием. Так, опекун двоих осиротевших детей смогла добиться компенсации в 250 000 рублей.
  5. Тяжкий вред, причиненный по неосторожности. Даже если в действиях обвиняемого не содержалось злого умысла, отвечать за свои поступки ему все же придется. В судебной практике очень много случаев, когда водитель не справился с рулевым управлением по причине плохих погодных условий. Пассажиры и пешеходы, пострадавшие в таких авариях, вполне могут рассчитывать на компенсацию выплат, однако суд при вынесении решения будет менее строгим.
  6. Смерть при ДТП. К таким ситуациям в суде относятся лояльно. Безусловно, родственники имеют право на получение компенсации. Возвращены могут быть средства, затраченные на погребение, денежные компенсации расходов, которые возникли в связи с гибелью пострадавшего. стоит отметить, что часто подобные требования суд удовлетворяет. так, матери погибшего молодого человека, который был ее единственным кормильцем, удалось взыскать с виновника 500 000 рублей. Однако наличие данных фактов не значит, что в данном вопросе царит произвол. Суд строго оценивает каждую ситуацию.
Внимание

Несмотря на то, каких размеров может достигать возмещение по ДТП, важно помнить, что здоровье может быть утеряно безвозвратно, что виновный в аварии может раскаиваться в содеянном. Необходимо любой процесс начинать с переговоров, а только потом обращаться в суд.

Что делать при наличии разногласий?

Нередко отсутствуют доказательства виновности какого-либо участника аварии, поэтому для установления вины приходится обращаться в суд. Суд может назначаться экспертизу ДТП, которая призвана всесторонне оценить обстоятельства аварии.

Для этого изучается непосредственное место происшествия, проверяются автомобили, а также анализируются документы, составленные работниками ГИБДД сразу после ДТП. По результатам экспертизы выносится решение суда.

На основании решения суда привлекается виновник аварии к ответственности в зависимости от тяжести нанесенного урона имуществу или здоровью и жизни людей. Если отсутствует необходимость в судебном разбирательстве, то штраф накладывается работниками ГИБДД.

Что делать, если страховая отказывается возместить вред здоровью?

Страховая компания в некоторых случаях отказывается возместить вред, причиненный здоровью виновником аварии третьим лицам. Выплаты включают в себя страховую сумму, а также размер дохода, который не удалось получить из-за пребывания на больничном после ДТП. Также компания-страховщик обязана возместить стоимость санаторного лечения, лекарств.

Если страховая компания отказала в выплате по ОСАГО причиненного вреда здоровью при ДТП, пострадавший должен предпринять следующие действия:

  1. Получить отказ в письменной форме. Этот документ позже станет основанием для обращения в суд. Часто бывает так, что сразу после выдачи подобной бумаги страховщик принимает решение о выплате возмещения.
  2. Понять причину отказа. Если она законна, что необходимо устранить все недочеты. Если же все доводы страховой спорны, то нужно перейти к шагу 3.
  3. Обращение в РСА и Центробанк. Подобный шаг – более быстрый путь к решению вопроса, нежели оформление искового заявления в суд. Жалобу в ЦБ можно подать посредством Почты России, онлайн по ссылке или лично в ведомстве. Подать жалобу в РСА можно лично либо посредством электронной почты.
  4. Если обращение в упомянутые организации не дало ожидаемого эффекта, то следующим шагом должно стать оформление досудебной претензии в страховую компанию. Этот шаг является обязательным, потому что без досудебного обращения суд не примет иск в адрес страховщика.
  5. Если страховая в течение 10 дней прислала отказ (или ответа вовсе не поступило) в удовлетворении претензии, то следует подавать в суд. Такие же действия необходимо предпринять и в том случае, если ответа вообще не последовало.
К сведению

Иски к страховым компаниям рассматривают суды общей юрисдикции. Если сумма возмещения вреда здоровью менее 50 000 рублей, то нужно оформить иск посредством обращения в мировой суд, при большей сумме – в районный.

Статистика ДТП в России и в мире

Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Чтобы оценить её масштаб, рекомендуется узнать, сколько людей гибнет в автокатастрофах в мире и в РФ в год. Согласно статистике, выложенной на официальном сайте ГИБДД, число смертности людей в результате ДТП по России за 2020 год составило 16412 человек, а 192959 участника аварий получили ранения. В общей сложности за этот период произошло 151291 ДТП.

Мировая статистика ДТП довольно неоднозначна. Согласно данным ВОЗ, каждый день в автокатастрофах погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварий получают тяжелые травмы. За год жертвами ДТП становится около 1,25 млн человек. Значение показателя установилось еще в 2007 году и с тех пор остается примерно на 1 уровне. Статистика ДТП по странам имеет следующий вид:

  1. В Германии зарегистрировано рекордно низкое количество погибших. Жертвами аварий за прошлый год стало 3177 человек. Снизилось число погибших пешеходов и водителей автомобилей. Однако смертность среди мотоциклистов продолжает оставаться на высоком уровне.
  2. В США приходится 11,4 смертей на 100000 человек. В 12% случаев в ДТП с летальным исходом задействован пешеход. Больше половины подобных происшествий происходит в Нью-Йорке. Это объясняется высокой плотностью населения, проживающего в городе.
  3. Швейцария входит в число стран, на дорогах которых происходит меньше всего аварий. Однако за последние 5 лет наблюдается увеличение числа происшествий, участниками которых стали велосипедисты.

    ДТП с участием велосипедистов

  4. В Республике Беларусь наблюдается тенденция к снижению количества происшествий. За январь-сентябрь в государстве произошло 2241 ДТП, что в 1,5 раза меньше показателей 2020 года и в 2 раза показателей 2020 года. В среднем в день происходит 5—6 аварий. Больше всего происшествий приходится на среду и пятницу.
  5. В Украине наблюдается увеличение числа происшествий. За 8 месяцев 2020 года количество аварий возросло на 9%. В государстве произошло больше 17000 ДТП, в которых пострадали свыше 22 000 человек.

Нередко причиной ДТП становится алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя по разным странам показывает, что в 2020 году в России жертвами нетрезвых или отказавшихся проходить освидетельствование автолюбителей стали чуть больше 3800 человек. Еще 22900 человек получили ранения разной степени тяжести.

В США и Австралии по вине пьяных водителей происходит около 33% всех ДТП со смертельным исходом, а Новой Зеландии — 31%. При этом Всемирная Организация Здравоохранения также не удовлетворена антиалкогольным законодательством в некоторых государствах ЕС — Франции, Финляндии и Испании. В среднем в экономически развитых странах на долю пьяных водителей приходится приблизительно 20% аварий со смертельным исходом.

Профилактика транспортных аварий

В 2020 году было проведено исследование на определение самого безопасного вида транспорта. Его итоги оказались следующими:

  1. Железнодорожный транспорт – самый безопасный. Если брать в расчет американские и европейские железнодорожные перевозки, то на 1,5 тыс. км дороги приходится 0,2 человеческие жертвы. В РФ этот показатель чуть выше – 0,7 смертей на тот же участок пути.
  2. Аэротранспорт (с включением в расчеты малой авиации, вертолетов). 0,5 смертей на 1,5 тыс. км полета. При этом небольшие самолеты считаются более безопасными, чем вместительные лайнеры. Боязнь пользоваться этим видом транспорта связана с тем, что при авиа-аварии почти нет шанса остаться живым.
  3. Автобус. 0,5 человеческих жертв на 1 тыс. км дороги. Европа (статистика аварий «автобусы») – место, где автобусные перевозки считаются самыми безопасными из существующих.
  4. Автомобиль. 4 смерти на 1,5 тыс. км дороги.
  5. Всеобщаястатистика аварий (автобусы) – в мире на пятом месте транспорт типа «Газель».
  6. Космические транспортные средства. Из 530 космокораблей потерпели крушение 18. Аварии происходили при пуске или при приземлении.
  7. Водный транспорт. 20 случаев гибели на 1,5 тыс. км маршрута. Сюда включаются как случаи крушения, так и несчастные случаи.
  8. Метро. Самый опасный городской транспорт. Если берется в пример статистика ДТП РФ, то самым опасным считается метрополитен Москвы.
  9. Велосипед. Самый простой и экологичный транспорт занимает предпоследнюю строчку рейтинга – 35 фактов смерти велосипедистов на 1,5 тыс. км пути. Основной процент аварий – столкновение с автотранспортом.
  10. Мотоцикл, скутер, мопед. Самый опасный вид передвижения – 125 погибших (20% от всех жертв ДТП) на 1,5 тыс. км пути, что в 28 раз превышает число жертв, передвигающихся на автомобилях. А автобусные аварии в России по статистике показывают менее страшные цифры. При этом мототехника составляет 1% от числа всего мирового транспорта.
Предлагаем ознакомиться  Норма потребления электричества на человека в месяц

Приведенные здесь статистические данные аварий – еще один повод задуматься над безопасностью на дороге. За этими сухими цифрами стоят вполне реальные жизни людей, чье-то горе, неисправимые ошибки.

Как действовать при ДТП

Дальнейшие действия напрямую зависят от того, пострадали ли в результате аварии люди, или вред нанесен только имуществу. Порядок действий в первой ситуации фиксирует п. 2.6 ПДД РФ.

Если вред причинен только имуществу, в соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ водитель обязан зафиксировать произошедшее при помощи фото- и видеосъемки, а затем убрать транспортное средство с проезжей части, если оно мешает движению других автомобилей. Закон обязывает заснять:

  • расположение машин по отношению друг к другу;
  • положение ТС к объектам инфраструктуры;
  • повреждения автомобиля;
  • следы на дороге, оставленные попавшими в аварию машинами;
  • предметы, имеющие отношение к ДТП.

Если участникам аварии не удается прийти к общему мнению в отношении определения виновников или иных нюансов произошедшего, необходимо записать имена и адреса проживания очевидцев произошедшего, а затем обратиться в полицию для получения дальнейших указаний.

Если обстоятельства разногласий не вызывают, необходимость в обращении в уполномоченный орган отсутствует. Схема действия в сложившейся ситуации может быть следующей:

  • оформить документы о происшествии, посетив ближайший пост ДПС или отделение полиции, предварительно зафиксировав случившееся при помощи фото- и видеосъемки;
  • оформить документы без привлечения уполномоченных лиц, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с нормами Положений о правилах ОСАГО владельцев ТС;
  • не оформлять документацию, если повреждено только имущество участников ДТП, но такой вариант может обернуться проблемами при получении компенсаций по страховке или договоренности.

При этом точный порядок действий после ДТП зависит от индивидуальных нюансов сложившейся ситуации.

Срок исковой давности

Участники и очевидцы ДТП постоянно задаются вопросом, каков срок исковой давности у ДТП. Это можно объяснить тем, что некоторые нарушения здоровья проявляются не сразу, а по истечении некоторого времени. Отдельные виды телесных повреждений могут проявляться не сразу, а расследование самых сложных аварий длится до полугода. В течение этого периода проводятся судебно-медицинские экспертизы, направленные на получение точной информации о степени тяжести увечий.

Вышеприведенные факты означают, что минимальный срок исковой давности составляет шесть месяцев. Далее в зависимости от степени полученного пострадавшим вреда здоровью при ДТП данные увеличиваются пропорционально:

  • для легкого вреда – 2 года;
  • для вреда средней тяжести – 6 лет;
  • для тяжелых увечий – 10 лет.
Внимание

Отсчет времени начинает осуществляться с момента аварии. Если потерпевший инициирует обращение в суд, то он может рассчитывать на возмещение расходов и заработной платы только за три последних года.

Примирение сторон

Огромная часть уголовных дел, возбуждаемых  в связи с ДТП и с вредом здоровью, прекращается, поскольку стороны примирились добровольно. Для многих участников аварий это единственный способ решить ситуацию, не дожидаясь приглашения в суд.

Примирение с потерпевшим имеет смысл в такой ситуации, когда у спровоцировавшего ДТП нет шансов отстоять свою невиновность. Если вина в аварии очевидна, то имеет смысл примириться до того момента, как пострадавший обратится в суд. Если пойти на мировую после этого момента, то будет считаться, что судопроизводство в отношении виновного лица было возбуждено.

К сведению

Стоит помнить, что информация о когда-то возбужденном уголовном деле может быть доступна финансовым организациям, информационным и правоохранительным органам. Это значит, что даже уже закрытое по примирению сторон дело будет фигурировать с фамилией виновника, а информация будет доступна сотрудникам службы безопасности банков и потенциальным работодателям.

При принятии решения о примирении необходимо прислушиваться к требованиям потерпевшей в ДТП стороны и адекватно их оценивать. Неоправданно завышенные планки расчетов должны корректироваться грамотно выстроенными переговорами. Если виновный себя таковым не считает, то следует использовать доступные способы защиты.

Таким образом, примирение влечет за собой отсутствие судимости и, соответственно, наказания за причинение вреда здоровью при ДТП. Не будет лишения свободы, условного срока, принудительных работ. Также за виновником будет сохранено право на управление транспортным средством. Если приговор все же будет вынесен, то ездить за рулем обвиняемому не придется в течение 3 лет.

Если стороны договорились о примирении после возбуждения уголовного дела, то следует учесть некоторые нюансы:

  • во-первых, преступление виновником должно быть совершено впервые;
  • во-вторых, степень тяжести вреда здоровью не должна быть тяжелой;
  • в-третьих, обвиняемый до прекращения дела загладил свою вину перед потерпевшим, оплатив все расходы и возместив причиненный моральный вред.
Внимание

Для того, чтобы оформить примирение сторон, при причинении вреда здоровью в ДТП, официально, следует обратиться в суд с ходатайством, после чего присутствовать на заседании нужно лично. Это необходимо для подтверждения факта примирения, а также для констатации факта его добровольного осуществления и возмещения причиненного ущерба.

Подача заявления за причинение вреда здоровью при ДТП

Если пострадавший осознает необходимость подачи заявления о выплатах в свой адрес, то он должен сделать это в соответствии с Положением Центробанка № 431-П. в нем, в пункте 3.10, содержится перечень документов, необходимых для формирования заявления:

  • заявление с просьбой осуществить возмещение страховых сумм;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • справка о том, что ДТП имело место;
  • копия протокола правонарушения на административном уровне;
  • ксерокопия паспорта пострадавшего (или , в случае его гибели, родственника).

Эти документы – минимальны набор при подаче заявления за нанесенный вред здоровью при ДТП, без которых судебное заявление даже не будет рассматриваться. Кроме них, нелишним будет приложить также:

  • если документы подает не сам пострадавший, а его представитель,– то потребуется доверенность;
  • при наличии пострадавших в возрасте до 18 лет – согласие родителей;
  • реквизиты счета в банке, на который в случае успешного исхода ситуации будут перечислены денежные средства;
  • документы из медицинской организации, осуществлявшей лечение потерпевшего;
  • документ от сотрудников станции скорой медицинской помощи, подтверждающий первичную диагностику;
  • заключение медицинского эксперта с указанием срока, на который пострадавший потерял трудоспособность;
  • документы об инвалидности, если таковая была приобретена в результате ДТП.

На благополучный исход дела также могут оказать влияние такие бумаги, как:

  • справки о доходах, составе семьи;
  • свидетельства о браке и рождении детей;
  • свидетельство о смерти потерпевшего.

Подавать документы необходимо в компанию, которая осуществляет страхование виновника аварии. В случае, если у нарушителя не оказалось страхового полиса, пострадавший в ДТП может обратиться с Российский союз автостраховщиков или сразу в суд.

ВАЖНО

Страховая компания рассмотрит заявление на возмещение ущерба за причиненный ущерб здоровью при ДТП в течение 30 дней, после чего либо произведет выплату, либо откажет с указанием причин. Если решение о выплатах было принято положительное, но деньги на счет не поступают, то компании придется нести ответственность за свои действия. Каждый день просрочки наказуем, организации придется заплатить пени.

Ход дела о причинении вреда здоровью при ДТП

Порядок рассмотрения дел о возмещении вреда здоровью в ДТП имеет следующий вид:

  1. Рассмотрение в обязательном порядке осуществляется с участием прокурора.
  2. Моральный вред может быть взыскан только с автовладельца – виновника аварии, поскольку данная категория ущерба не относится к страховым выплатам.
  3. При имеющемся факте возмещения средств на покрытие восстановления здоровья истец может повторно обратиться за выплатами, если после курса терапии будут выявлены новые обстоятельства, о которых ранее не было известно, либо если течение заболевания осложнилось. Предъявление требований, повторяющих предыдущие, но с новой системой расчетов, не допускается.
  4. Если компания-страховщик виновного стала банкротом, то в возмещении средств участвует Российский союз автостраховщиков.
  5. Если порядок выплат осуществляется не в соответствии с законодательством, то половину разниц между суммой, положенной по закону и суммой, выплаченной реально, выплатит страховая компания в виде штрафа.
Дополнительная информация

Регулирует подобный порядок возмещения средств Гражданский Кодекс Российской Федерации, а также закон № 40, Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью и Правила обязательного страхования автогражданской ответственности.

Можно ли обойтись без сотрудников ГИБДД?

Если участвует в ДТП только две машины, отсутствуют пострадавшие и наносится незначительный урон, то автовладельцы могут воспользоваться европротоколом, чтобы оформить ДТП самостоятельно. В этом случае они могут сэкономить много времени, но они должны обладать сведениями о правилах заполнения данного документа.

Если имеются разногласия у водителей относительно того, кто является виновником происшествия, то обязательно придется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Дополнительно привлекаются свидетели ДТП, которые могут дать показания относительно того, как действовали водители перед столкновением.

Нюансы

Владелец автомобиля, участвовавшего в ДТП с пострадавшими, не всегда должен нести ответственность за произошедшее. Исключительны случаи, когда:

  • авария случилась вследствие угона ТС, и тот факт, что за рулем был не владелец машины, доказан;
  • на ДТП оказали влияние природные или некоторые непреодолимые силы, например, если пешеход угодил под колеса по собственной вине;
  • автомобилем управляло иное лицо, не являющееся владельцем ТС;
  • авария случилась вследствие поломок транспортного средства (суд учтет это как смягчающее обстоятельство), также ответственность может быть переложена на учреждение, осуществлявшее техосмотр ТС.

В некоторых случаях наезды на пешеходов становятся недоразумением, в котором виноваты оба, однако водителю нести ответственность все же придется.

Вопрос Ответ
Какие степени вреда здоровью при ДТП существуют? Специалисты выделяют три степени тяжести вреда: легкую, среднюю и тяжелую.
От чего зависит степень тяжести вреда здоровью? От времени потери трудоспособности, от продолжительности терапии, от дальнейших последствий.
Куда обращаться потерпевшему в ДТП за возмещением вреда? В страховую компанию виновника, если сумма покрытия недостаточная, то в суд
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки ОСАГО? Обратиться с заявлением в Российский союз автостраховщиков или в судебные органы.
Каков срок исковой давности по делам прияинения вредя здоровью при ДТП? Срок давности составляет 2, 6 и 10 лет для легкого, среднего и тяжелого вреда здоровью соответственно.

Памятка водителю при ДТП

В первую очередь нужно заботиться лично о себе и собственной семье, а также окружающих. Для этого водителю необходимо знать, как не попасть в ДТП и не создать аварийную ситуацию. Эксперты советуют строго соблюдать ПДД РФ, выезжать только на исправном автомобиле и проявлять максимальную внимательность на дороге.

Если человек все же стал участником аварии, не стоит паниковать. Оценка ситуации и первые действия на месте ДТП должны выполняться на основании п. 2.5 ПДД РФ. Закон четко регламентирует, какие манипуляции обязан осуществить водитель.

Инструкция действий при аварии имеет следующий вид:

  1. Участники происшествия оказывают первую помощь раненым, если они присутствуют, и способствуют их доставке в медицинские учреждения.
  2. Водители оценивают состояние пострадавших в аварии машин.
  3. Осуществляется вызов сотрудников ДПС, если требуется.
  4. Подготавливаются документы для обращения к страховщику.
  5. Водитель дожидается решения о возмещении.

Итог

В большинстве случае виновниками аварий являются сами водители. Автовладельцы забывают о правилах дорожного движения, что и приводит к авариям. Можно уменьшить количество неприятных ситуаций, если соблюдать вежливость на дороге и не спешить.

Пострадавших от ДТП могло бы стать меньше, если бы пассажиры не забывали использовать удерживающие устройства.

Также причиной аварий являются факторы, не зависящие от автолюбителей. К авариям приводит недобросовестная работа эксплуатационных служб. Решение спорных ситуаций передается на рассмотрение суда.